Врождённые особенности темперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которые зависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своими реакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция на ситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы, так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокая скорость реакции у опытного водителя, лётчика, необязательно природное свойство их нервной системы, она может быть достигнута и в результате обучения, тренировки. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы.
Индивидуальные стили, обеспечиваемые свойствами нервной системы, относятся к разным иерархическим уровням. Иерархический уровень определяется тем, какие именно компоненты деятельности характеризуются стилем. С этой точки зрения можно различать индивидуальный стиль реакции и движения, В тоже время иерархический уровень индивидуального стиля определяется тем, какие иерархические уровни индивидуальности его определяют – биохимические свойства, свойства нервной системы, темперамента и.т.д.[7] Мерлин отметил, что индивидуальные стили (например, импульсивность или рефлексивность) одно из существенных проявлений темперамента. Индивидуальные стили моторики вместе с тем, по его мнению, зависят от определенных свойств нервной системы и темперамента и вместе с тем служат средством торможения их проявления. Те проявления темперамента, которые не соответствуют объективным требованиям действия, тормозятся благодаря усвоению индивидуального стиля. Проявление тех свойств, которые не противоречат или соответствуют требованиям деятельности наоборот, более полно и отчетливо выражаются в индивидуальном стиле. По этому проявления темперамента, зависящие от одних свойств нервной системы, тормозятся, а проявление того же свойства темперамента зависящего от другого свойства нервной системы закрепляются в индивидуальном стиле. Например, импульсивность как свойство темперамента, зависит и от неуравновешенности нервной системы по силе и от силы возбуждения.[5]
И так, мы определились с таким понятием, как индивидуальный стиль деятельности и выяснили некоторые особенности его формирования. Было показано, что темперамент оказывает влияние на стиль деятельности. Теперь можно предположить, что темперамент влияет и на поведение человека в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация сама по себе является особой обстановкой, в которой акцентируются те черты и особенности человека, которые доминируют в его жизни, например стиль жизни или индивидуальный стиль деятельности.
Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической
деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности и социокультурной толерантность, тем выше эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя.
Рис. 6.1. Взаимосвязь параметров коммуникативной интолерант ...
Критический анализ психологических воззрений Спинозы
Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. В чувственном опыте знания о предмете смешаны с тем, что привносит от себя субъект, поэтому трудно достичь точности и объективности ...
Эмпирическое исследование тревожности. Эмпирическая
база исследования и характеристика выборки
Исследование мы проводили среди студентов первого курса психологического факультета Альметьевского филиала Казанского института экономики управления и права, и ученики 9 класса средней общеобразовательной школы деревни Старое Суркино. Для проведения исследования мы сформировали 2 группы:
Первую группу составили студенты первого курса п ...