Введение

Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно бедны. На фоне относительной изученности материнства отцовство на сегодняшний день остается "белым пятном". Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. Но вопреки мнению о незначительности отцовской роли, психологические исследования показывают, что наличие отцовской заботы положительно сказывается на психических качествах детей.

Однако хочется отметить, что такие исследования преимущественно были проведены за рубежом. В отечественной психологии данные по теме отцовства поразительно скудны. Этот пробел необходимо восполнить, во-первых, потому, что многие авторы, занимающиеся вопросами отцовства, признают бесспорную важность влияния отцовской фигуры на развитие ребенка в процессе воспитания, во-вторых, потому, что само общество нуждается в полноценных отцах, осознающих и ценящих эту значимую как для мужчины, так и для ребенка роль. Наше исследование направлено на изучение трансгенерационных паттернов отцовского поведения. Мы считаем, что на фоне актуальности темы отцовства в современной психологии в силу ее малоизученности и безусловной важности, представленное нами исследование интересно тем, что охватывает несколько поколений мужчин в семье и позволяет составить представление об отцовских установках, передаваемых из поколения в поколение.

Цель исследования: выявить трансгенерационные паттерны отцовского поведения у мужчин трех поколений.

Задачи исследования:

· описать модель отцовских установок в каждом из трех поколений;

· выявить установки на выполнение роли отца у мужчин трех поколений в семье, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению;

· выявить существующие тенденции – прогресс или регресс – в динамике формирования отцовских установок;

· сравнить степень воспроизведения мужчинами установок на выполнение роли отца со степенью воспроизведения женщинами установок на выполнение роли матери.

Объект нашего исследования – особенности отцовского поведения в семье. Предмет исследования – трансгенерационные паттерны отцовского поведения у мужчин в трех поколениях.

В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения:

1. Существуют отцовские установки на выполнение роли отца в семье, которые передаются из поколения в поколение;

2. Существуют отцовские установки, которые от поколения к поколению прогрессируют, т.е. становятся более явными и отчетливо сформированными, а также отцовские установки, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными;

3. У мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери.

4. Отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации (т.е. сложившихся на данный исторический момент культурных, экономических, политических и других социальных условий), чем материнские установки.

В исследовании была использована методика:

1. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Деминой И.С. (Демина И.С., 2004).


Теоретическая часть. Процесс самоутверждения и основные его характеристики.
Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. можно сделать вывод, что самоутверждение можно включить, как одну из составляющих компонентов процес ...

Модели причин (факторов) насилия в семье
Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иванюк, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, Орлов А.В.[25] и др.) на: 1. психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная некомпетентность, суицидальн ...

Использование технологии проблематизации для ослабления мыслительных стереотипов в социальной работе
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет ...