Информация » Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя » Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности

Современное состояние проблемы педагогической толерантности. Понятие педагогической деятельности и проблема оценки ее эффективности
Страница 4

Врожденные психофизиологические особенности индивида, мотивы трудовой деятельности и допрофессиональные способности, по мнению Т.Л. Ядрышниковой, являются индивидуально-психологическими качествами, проявляющимися в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности, принято называть профессионально важными качествами.

В исследованиях Н.В. Алишева, А.С. Егорова, Н.П. Ребровой под ПВК понимаются определенные профессионально-значимые признаки или параметры, по которым производится оценка эффективности и надежности деятельности человека. Профессионально важные качества, как отмечает В.Д. Шадриков – это способности субъекта, включенные в процессе деятельности и влияющие на эффективность ее выполнения по таким параметрам как производительность, качество, надежность. В роли ПВК, по его мнению, могут выступать «общесоматические и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленность личности, ее потребности, интересы, мировоззрение и убеждения, моральные качества».

Опираясь на данные, представленные в работах Б.Г. Ананьева, В.C., Мерлина, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, В.Д. Шадрикова, Ю.П. Поваренков выделяет четыре подструктуры индивидуальных качеств, которые могут быть ПВК: профессиональную направленность, профессиональный опыт, профессиональную одаренность и профессиональное самосознание, черты личности. Индивидуальные же качества человека, которые влияют на эффективность функционирования и формирования субъекта труда, Ю.П. Поваренков называет профессионально ориентированными. ПОК он подразделяет на профессионально важные и профессионально значимые качества. В качестве профессионально важных качеств выступают профессиональные знания, профессиональные способности, а в качестве профессионально значимых качеств – профессиональные интересы, установки. Профессионально значимые качества определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия. Профессионально важные качества в отличие от профессионально значимых качеств определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения. Влияние профессионально важных качеств на эффективность труда прямое, влияние же профессионально значимых качеств косвенное. Таким образом, толерантность мы будем трактовать как профессионально важное качество учителя.

В ряде исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств, встречаются различные подходы к пониманию не только ПВК, но и набор этих качеств, и их количество. Это исследования Н.Д. Левитовой, Е.А. Климова, В.А. Крутецкого, В.И. Андреева, А.Я. Боева, С.А. Котик.

Педагогическая толерантность является профессионально важным качество учителя, так как в качестве профессионально важных качеств выступают профессиональные знания, профессиональные способности. Профессионально важные качества определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения.

Страницы: 1 2 3 4 


Анализ результатов, выводы
Обработка результатов начиналась нами с определения достоверности данных. Для этого мы подсчитали, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника. После чего недостоверные результаты мы отобрали от остальных и не стали обрабатывать их. Нами было выявлено пять уровней эмпатии: 82 до 90 баллов – это оч ...

Исследование личности подростка и межличностных отношений в семьях с детьми – подростками. Методики исследования.
С целью исследования личности подростка и межличностных отношений в подростковых семьях необходимо применить личностные опросники. Личностные опросники - вариант стандартизированных самоописательных тестов для многомерного измерения и оценивания индивидуально-психологических особенностей личности, межличностных отношений, эмоциональн ...

Требования к речи учащихся
Какую же речь можно считать хорошей? К чему следует стремиться учителю и ученику? Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собств ...