Х. Хеккаузен констатирует, что единой классификации агрессии и агрессивности нет и создавать ее трудно. Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия, которая направлена на другое лицо окольным путем (сплетни, злобные шутки), или агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами и т.п.).
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения. Проявляется в формах от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму и содержание вербальных реакций (крик, визг, угроза, проклятие, ругань).
Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа:
- отвержение – вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.;
- враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т.п.;
- критицизм, он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов, одежды, выполняемой работы и т.п. (7)
В психологической литературе разные авторы выделяют и другие виды и формы агрессии. В частности, Х. Хеккаузен считает важным разделение агрессии на враждебную и инструментальную. Целью враждебной агрессии является нанесение вреда другому человеку, в то время как инструментальная направлена на достижение цели нейтрального характера, и агрессия используется при этом лишь как средство действия (например, шантаж).
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
· негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные);
· явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия);
· вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение);
· прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты);
· враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда/ боли другому человеку – с иными целями);
· эго-синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). (2)
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивности, считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбление, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары), применение оружия. Скрытые формы агрессивности выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.
Агрессия может быть направлена:
· на окружающих людей вне семьи (например, на врачей, педагогов, сверстников);
· только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку);
· на животных (птиц, кошек, насекомых);
· на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды в подростковом возрасте);
· на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.п.);
· на символические и фантазийные (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлеченности:
· ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);
· агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);
2. По степени активности:
· пассивная агрессивность (в форме бездействия или отказа от чего-либо);
· активная агрессивность (в форме разрушительных или насильственных действий).
3. По эффективности:
· конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями);
· деструктивность агрессивности (наносящей ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
· нормальное агрессивное состояния;
· агрессивность в рамках патологических реакций;
· агрессивность в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);
· агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др. (2)
Процесс познания в учении Д. Локка
Исходным пунктом теории познания Локка является положение, что в мыслях нет ничего, чего не было бы в чувствах. Эту идею он развивает и обосновывает в своем главном труде "Опыт о человеческом разуме", где придерживается принципа "на опыте основывается все знание". По Локку, человек от рождения не имеет никаких принци ...
Специфика развития профессионально важных качеств личности студента
Профессионально важные качества (ПВК)
– особенности человека, влияющие на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). Они являются предпосылкой профессиональной деятельности и в то же время сами совершенствуются, шлифуются в трудовом процессе.
Ведущие элементы в структуре ПВК специалиста ...
Модели причин (факторов) насилия в семье
Существующие в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье традиционно подразделяются (см.: Д. Иванюк, К. Брон, Р. Лэнг, Э. Миллер, Орлов А.В.[25] и др.) на:
1. психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, агрессивность, коммуникативная некомпетентность, суицидальн ...


