Информация » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся » Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся IX-XI классов.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся IX-XI классов.

В процессе обучения ребенок, постигая основы наук, формирует свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения имеют не меньшее влияние на становление характера ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы. Адениум семена купить каталог адениумы.

Переживания, сопутствующие самопознанию, поиску своей идентичности, места в этом мире, профессиональной ориентации по данным исследований (Мещерякова,2005)[29], слабо представлены у старшеклассников. А ведь именно эти переживания, по мнению Рубинштейна, И.С. Кона и многих других авторов, считаются специфичными для юношеского возраста.

В другом исследовании при помощи специально разработанного опросника была предпринята попытка выявить характерные для современного старшеклассника области значимых переживаний. Оказалось, что наиболее значимыми для старшеклассников являются переживания, связанные с обретением идентичности и с перспективой будущего.

Самооценка и уровень притязаний относятся к числу основных проявлений самосознания человека. Значение этих составляющих самосознания в развитии личности трудно переоценить и особенно это касается старшего подросткового и раннего юношеского возраста, когда завершается очень важный этап личностного формирования человека.

К сожалению хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.[30] Такие же формы поведения в этом возрасте отмечала и Л.И.Божович[31].

Например, исследования 9-классников (Трубицина,2003)[32] показали, что уровень притязаний, то есть переживание учеником своих успехов и неудач, был средним, а у 23 % учащихся присутствовала рассогласованность между самооценкой и уровнем притязаний. Чаще всего это выражалось в низкой самооценке при высоком уровне притязаний, когда ученик хотя "замахивался" на трудные цели, заранее ожидал провала. Неудача лишь подтверждала его низкую самооценку и вела к росту тревожности.

Завышение самооценки указывает на определенные отклонения в формировании личности. Может, например, подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.


Cмeнa нaучных пaрaдигм и cинeргeтикa
Oчeнь бeглый и дaлeкo нe пoлный aнaлиз тeoрeтичecких уcпeхoв cинeргeтики пoкaзывaeт, чтo дaннoe нaучнoe нaпрaвлeниe дeйcтвитeльнo увeличивaeт нaши знaния o мирe, прeдocтaвляeт вoзмoжнocть пocтaнoвки вoпрocoв Прирoдe и пoлучeния нa них oтвeтoв. Зaмeтим, чтo рaнee тaкиe вoпрocы прocтo нe мoгли быть пocтaвлeны. Oт прирoды бeз нaпрaвлeннoгo ...

Трудности решения проблемной ситуации клиента в связи со стереотипностью мышления
Процесс оказания психологической помощи строится на построении специальных, так называемых терапевтических отношений между специалистом и клиентом. Особенностью их является атмосфера доверия и направленность бесед на решение проблем клиента. При этом специалисту (психологу, психотерапевту, социальному работнику и др.) приходится распозн ...

Методика №2.
Методика Личко (ПДО, патохарактериологический диагностический опросник). Испытуемому необходимо выбрать от одного до трёх высказываний в каждой группе. САМОЧУВСТВИЕ 1. У меня почти всегда плохое самочувствие. 2. Я всегда себя чувствую бодрым и полным сил. 3. Недели хорошего самочувствия у меня чередуется с неделями, когда я чув ...