В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет школьников глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от учащихся умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление [18, С. 77].
Для того чтобы обеспечить успех преподавания и обучения, учитель должен обеспечить правильную активизацию непроизвольного и произвольного внимания. В зависимости от этого учитель всякий раз должен рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания.
Прежде всего, материал должен быть организован и преподнесен так, чтобы он отвечал узкому объему внимания и по характеру своего действия не противоречил длительности его протекания. Простейшие и банальные правила педагогической вежливости, требующие того, чтобы урок не слишком растягивался и не произносился скороговоркой, в сущности выражают то же самое: соответствие материала приспособительным реакциям ученика. Чрезвычайно важно организовать материал так, чтобы он соответствовал и ритмической работе нашего внимания [13, C. 66-67], поэтому организация внимания учеников должна строиться с учетом свойств произвольного и непроизвольного внимания.
Как правило, школьный урок строиться на актуализации произвольного внимания - учитель устно дает указания ученикам сосредоточится на том или ином задании, контролирует и направляет их деятельность. Но в итоге внимательность учеников снижается. Происходит это по следующим причинам.
Концентрируясь на уроке по указанию учителя, ученики совершают волевое усилие. Волевое усилие ускоряет утомление учеников. Утомляясь, они становиться рассеянными, отвлекаются. У младших школьников при произвольном сосредоточении утомление сказывается на внимании в среднем через 15 минут, старших – через 30 минут.
В результате в старших классах на последней части урока, младших - с середины урока, внимание школьников заметно снижается.
Кроме того, утомляемость нарастает от урока к уроку (она компенсируется переменами, но частично) и к концу учебного дня оптимальная продолжительность произвольного внимания уменьшается – если на первых уроках она составляет, к примеру, полчаса, то на последних может снизиться до 10 минут.
Но еще более важный фактор – то, что произвольность внимания не защищает от отвлекаемости. Произвольное внимание строиться не на интересе, привлекательности объекта, а на осознании необходимости сосредоточения. А если деятельность неинтересна, она – скучна. И конечно, посторонние раздражители – когда более интересные, когда более сильные (и всегда не связанные с уроком) будут отвлекать учеников на уроке.
С другой стороны, непроизвольное внимание, легко возникающее и менее утомительное, не обладает устойчивостью, легко переключаемо, скоротечно, за исключением тех случаев, когда причиной внимания выступает глубокий интерес и имеет место послепроизвольное внимание.
Поэтому на уроке необходимо активизировать как произвольное, так и непроизвольное внимание, и желательно стимулировать появление послепроизвольного внимания.
Понятие души у Д. Локка
О душе у Локка, Юма и Канта - это возможность извлечь из опыта знание о нематериальной и бессмертной душе человека. И Локк неоднократно говорит о том, что такое вполне возможно. В "Опыте о человеческом разумении", над которым он работает целых пятнадцать лет, представление о душе разбирается в связи со сложными идеями, касающи ...
Источники формирования аутогенной тренировки
Рассматривая аутогенную тренировку как синтетический метод, можно выделить пять основных источников, с которыми в той или иной степени она связана и на основе которых сформировалась в ее современном виде: это практика использования самовнушения так называемой малой нансийской школой (Ch. Baudouin, E. Coue), эмпирические находки древнеин ...
Отношение Ислама к суициду
Ислам относится к самоубийству с осуждением, однако, как и иудаизм, признает смягчающие обстоятельства. Если мусульманский закон и порицает самоубийство, то не столько в силу религиозных установлений, сколько из соображений гуманности. Если говорить о религиозном аспекте этого деяния, то, с точки зрения ислама, преступность суицида закл ...