Информация » Способы организации и развития внимания учащихся старших классов » Активизация познавательной деятельности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся
Страница 2

Оптимальным является чередование привлечения непроизвольного и произвольного внимания сообразно со структурой урока. Под структурой урока в данном случае подразумевается смена различных видов преподавания и учебной деятельности.

Само «чередование» осуществляется по следующей схеме:

1. Начало урока – привлечение непроизвольного внимания или произвольного внимания по усмотрению.

2. Начало первой части урока – непроизвольное внимание.

3. Продолжение первой части урока – произвольное внимание.

4. Начало второй части урока – непроизвольное внимание.

5. Продолжение второй части – произвольное внимание.

6. Начало третьей части (если есть) – непроизвольное внимание.

7. Продолжение третьей части – произвольное внимание.

8. Заключительная часть урока – произвольное или непроизвольное внимание по усмотрению.

Средняя продолжительность каждой части урока для старших школьников - 15 минут, для младших – 10 (в первом и втором классах – 5-7 мин).

Выделение двух или трех (возможно четырех) частей урока зависит от цели занятия и от возраста учеников - в старших классах допускается меньшее дробление урока, так как устойчивость произвольного внимания старшеклассников выше. Однако необходимо понимать, что меньшее дробление снижает динамику урока, делает его более монотонным.

Выделение частей не обязывает каждую из них наполнять одной деятельностью. Преподаватель волен делать их динамичными, менять форму работы внутри каждой части. Другое дело, что он может не прибегать при этом к непроизвольному вниманию, а управлять работой учеников простыми указаниями, актуализируя их произвольное внимание.

Существуют различные способы актуализации непроизвольного внимания на уроке. Ниже приводятся несколько примеров.

1. Показ яркого наглядного материала

. Наглядный материал понимается в широком смысле, это не обязательно плакат. Это наглядный образец, иллюстрации, видеоматериал и т. д.

Важен неожиданный характер демонстрации. Иначе эффект от яркости материала будет потерян. Например, плакат не должен висеть на доске во время перемены, так чтобы каждый мог его рассмотреть, он должен появиться на уроке, неожиданно и по воле учителя.

2. Образный, насыщенный рассказ

. Слуховой аналог наглядного материала. Рассказ не большой, но при этом динамичный с определенным сюжетом за которым ученики будут следить. Рассказ должен быть жизненным, желательно включать в него необычные факты.

3. Абсурдные утверждения

. Описание фактов расходящихся с опытом учащихся, противоречащих здравому смыслу. Например: «Хотите, я докажу, что 2=3?», «А рыбы могут ходить по суше» и т. п. Факты могут быть мнимыми, содержащими внутреннее противоречие (по аналогии с софизмом), или реальными. Если используется софизм, обязательно должна быть раскрыта ошибочность утверждения, его внутренняя нестыковка.

Большое количество примеров подобных утверждений можно почерпнуть в истории софисткой школы Древней Греции.

4. Проблемный вопрос

. Этот прием предназначен для развития мышления учеников, но может быть использован для привлечения внимания.

Необходимо понимать, что не всегда проблемный вопрос сам по себе вызывает интерес. В этом случае ученики дополнительно мотивируются обещанием дополнительной оценки или тем, что ответ на вопрос дает знания полезные в быту.

5. Тема, отвечающая практическим интересам учеников

. Формулировка темы таким образом, чтобы ученик мог применить полученные знания вне школы, в повседневной жизни.

6. «Незаконченная история»

. Прием, связывающий два урока. На первом учитель начинает интересный рассказ, задает необычный вопрос, берется доказать казалось бы алогичное утверждение и т д. На втором заканчивает рассказ, отвечает на вопрос, приводит доказательство и т. д. Таким образом, намеренно оборвав себя на первом уроке, учитель заранее стимулирует внимание учеников к этому вопросу на следующем уроке.

Страницы: 1 2 3


Внимание и пол
Гендерные различия далеко не столь велики, как наше общество заставляет нас думать. Они не обнаруживаются в таких важных областях, как память, интеллект, творчество, аналитические способности, способность руководить и личностные качества. Небольшие различия находят в отдельных вербальных, математических способностях и пространственном м ...

Характер. Понятие характера
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание сущес ...

Познавательная сфера в теории Т. Гоббса
Представление и память обозначают одно и то же. Различие между ними заключается лишь в том, что представлением мы называем саму вещь или, вернее, ее образ, тогда как слово "память" выражает факт ослабления соответствующего ощущения, обозначает, что оно поблекло, отошло в прошлое. Представления спящих людей - это сновидения. М ...