Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов. Обоснование программы и методов исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуман

Исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов. Обоснование программы и методов исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуман
Страница 1

Упрощенная схема социологического исследования, опирающегося на эмпирические данные представлена в работе Татаровой Г.Г. [28, с. 8]. Она состоит из трех элементов:

1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования.

2. Методика сбора эмпирических данных, т. е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования.

3. Методика обработки данных, т. е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов.

1. В качестве цели нашего исследования мы определили особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов университета.

Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Б. Далее в Программе исследования нами определены предмет, объект, цели, задач, гипотезы исследования (Приложение А).

В первой части нашего исследования мы выбрали типологию Карла Юнга, в части шкалы «экстраверт-интроверт». Именно по этой шкале определяется мотивация личности. К. Юнг разработал типологию характеров [29, 30, 31] в основе, которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы).

Таблица 2 – Типология характеров по К. Юнгу [29, с. 83]

Каждый человек оперирует в четырех категориях:

В этих категориях человек «предпочитает» быть:

1.

направление потока энергии

1.

Экстравертом или Интровертом

2.

способ получения информации

2.

Ощущающим или Интуитивным

3.

способ принятия решений

3.

Мыслительным или Чувствующим

4.

основной повседневный образ жизни

4.

Решающим или Воспринимающим

Для всех нас является естественным всего один способ поведения внутри каждой категории, который мы используем легче и чаще, чем другой. Поэтому говорят, что мы «предпочитаем» одну функцию другой. Комбинация наших «предпочтений» определяет психологический тип.

Несмотря на то, что все люди функционируют внутри полного спектра предпочтений, каждый человек имеет естественное предпочтение, которое лежит в той или иной категории из четырех возможных.

Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (Интровертный, Introverted) или от внешних источников (Экстравертный, Extraverted). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас.

Поэтому нам важно было определить тестированием по Юнгу психотип студентов гуманитарных факультетов.

Методика К.Юнга, которую мы выбрали, представляет собой опросник из 20 вопросов. Из двух вариантов ответа, необходимо выбрать один.

2. В качестве основной методики сбора информации нами был выбран анкетный опрос.

К количественной группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте [32].

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [32,33].

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором студенты отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждый из них имеет равный шанс быть отобранным [34].

Страницы: 1 2


Массовидные явления
Лекция №8 (12 декабря 2007г.) I . Общественное мнение (ОМ) – форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни. Функции: - регулятивная - оценочная - воспитательная - интегративная Характеристики: - оперативность - гласность - публичность в ...

Манеры и логика действия.
Внешний облик и манеры поведения проявляются в совокупности, создавая единый образ человека, который, так или иначе, оцениваются окружающими. Манеры поведения делают человека узнаваемым, они могут усиливать или ослаблять воздействие человека на окружающих. Факторы притягивающих манер: · выразительность; · воспитанность; · открытост ...

Ограниченный кругозор
При нормальном развитии к моменту поступления в школу дети уже усваивают значительный объем информации, приобретают ряд умений и навыков, которые позволяют им включиться в целенаправленное, систематическое обучение. Вооружение знаниями и умениями происходит как в процессе специальной подготовительной работы в детском саду, дома, так и в ...