Клинико-психологические особенности детей, больных сколиозом
Страница 1

Материал, предоставленный из Санкт-Петерберского института усовершенствования врачами-экспертами О.А. Дадаевой, Р.Т. Скляренко, Н.Г. Травниковой. (19)

Учет клинических и психологических особенностей детей, больных сколиозом, является важной предпосылкой разработки адекватной программы реабилитации и может способствовать повышению эффективности лечения, снижению уровня инвалидности, успешной интеграции больного ребенка в обществе. Важность этой задачи повышается в связи с тем, что в последнее время увеличивается число детей и подростков, страдающих сколиозом.

При сколиозе у детей, даже внешне для них незаметном, с момента постановки диагноза специалистом создается особая психологическая и педагогическая ситуация для больных и их родителей. При этом следует учитывать, что диагноз устанавливается в основном в 12–18 лет, т.е. в возрасте, когда всякий индивид испытывает кризис становления личности, во время которого пытается понять самого себя и других. В этот период болезнь, которая изменяет наружность человека и требует лечения, значительно влияет на формирование личности. Поэтому очень важно, чтобы при лечении больных сколиозом учитывалась не только клиническая симптоматика, но и психологические особенности развития ребенка.

По данным немногочисленных работ отечественных и зарубежных авторов, при наличии физической неполноценности вследствие различных заболеваний, в том числе и ортопедических, у детей наблюдаются существенные личностные нарушения. На формировании личности больного сколиозом отрицательно сказывается сложный комплекс психогенных факторов: психическая деривация больного (сенсорная, социальная, эмоциональная), неблагоприятная микросредовая обстановка с постоянной психогенной травматизацией из-за физической неполноценности, причем это отрицательное влияние заключено не только в самом дефекте, но и в болезненном реагировании окружающих, особенно родителей (воспитание по типу гиперопеки), частом пребывании ребенка в больнице или санатории, разнообразных хирургических вмешательствах. Психическое состояние ребенка в значительной степени обусловлено и тяжестью двигательного дефекта, в результате чего у него развиваются такие черты, как замкнутость, эмоционально-волевой инфантилизм, эгоцентризм. Как правило, это дети с сохранным интеллектом, имеющие возможности социальных контактов и потребности в них.

Проведено исследование клинико-психологических особенностей детей, больных сколиозом, находящихся на лечении в Российском научном институте детской ортопедии им. Г.И. Турнера.

Психологическое исследование заключалось в изучении личностных особенностей детей этой группы, в частности, выявление риска возникновения патопсихологических личностных реакций и черт, которые могут дополнительно дезадаптировать больных. В тестировании использовались следующие методики: опросник САН (анализировалось самочувствие, активность, настроение); экспресс-методика «Прогноз», предназначенная для определения уровня нервно-психической устойчивости; тест-опросник Шмишека, в котором определялся уровень личностного реагирования детей с выявлением типов акцентуированных черт и типов характера; наблюдения и отзывы о больных детях со стороны медицинского персонала и родителей.

Анализ субъективной оценки собственного здоровья проведен с учетом пола, возрастной группы, степени тяжести деформации, вида проведенного лечения, времени, прошедшего с момента выявления сколиоза и постановки диагноза.

По данным наблюдений и отзывам, большинство детей, больных сколиозом, не удовлетворены своей жизнью в целом, отмечают снижение настроения и чувство одиночества в период госпитализации. В методике САН больным предлагалось оценить свое состояние здоровья. Психологический анализ выявил снижение показателя самочувствия у части из опрошенной группы детей, но пациенты оценивали свое состояние как нормальное. Это объясняется тем, что в большинстве случаев сколиотическая болезнь на начальных стадиях протекает бессимптомно и ее диагностирование бывает неожиданным для больных. Основная часть детей не осознает наличия изменений в паравертебральных тканях позвоночника, до тех пор, пока прогрессирование деформации туловища не вызывает негативных косметических изменений в их фигуре, вследствие которых и появляется комплекс психологических проблем, формирующийся на фоне осознания своей неполноценности.

Страницы: 1 2


Я-концепция и успеваемость.
В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Появляется еще одна значимая фигура – учитель, от которой он получает обратную связь. В шко ...

Логические законы речевой коммуникации
...

История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период возрождения.
Победившее в Европе Христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем "языческим" знаниям. В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI века закрывалась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение ...