Информация » Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов » Место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов

Место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов
Страница 8

В качестве основной диагностической методики использовался авторский тест аксиологическая направленность личности, прошедший необходимые психометрические испытания и показавший удовлетворительные результаты.

При анализе данных в женской выборке было выявлено, что гуманистическая направленность в профессиональной сфере имеет низкие значения, как у студенток естественнонаучных специальностей, так и гуманитарных. Девушки-студентки равнодушно относятся к проблемам профессионального роста и самосовершенствования, а также характеризуются отсутствием необходимости тратить свой творческий потенциал на решение производственных задач. Однако у студенток естественнонаучных специальностей статистически значимо выявлено, что уровень гуманистической направленности в сфере профессии ниже, чем у студенток гуманитарных специальностей. Возможно, специальности гуманитарные рассматриваются, как более престижные и дающие возможность устроится на работу, которая будет по душе. Было также обнаружено, что прагматическая направленность в сфере семьи у всех девушек проявилась на уровне средних значений. Но у студенток естественнонаучных специальностей уровень выше. Девушки естественнонаучных специальностей направлены на обеспечение признания, успеха со стороны окружающих. Для них характерна заинтересованность во мнении других людей, а также высокое материальное положение в семье [27].

Юноши - студенты гуманитарных и естественнонаучных специальностей характеризуются гуманистической направленностью в сферах профессии и обучения и образования на среднем уровне, т.е. они придают большую значимость профессиональному росту и творчеству, а также дружеским контактам в обозначенных сферах. Но у студентов естественно-научных специальностей уровень направленности значимо выше, чем у студентов гуманитарных вузов.

Ведущим видом социальной деятельности человека, как известно, является его трудовая деятельность. Для студента труд ─ это учеба, то есть учебно-познавательная деятельность. На основе анализа существующих определений понятия «деятельность», «учение», «учебно-познавательная деятельность» в качестве базового определения в исследовании приняли следующее: учебно-познавательная деятельность ─ составляющая целостного процесса обучения, представляющая собой систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие студента с окружающей действительностью, результатом которого является овладение студентом на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способов деятельности, а также его личностное развитие.

Термин «учебно-познавательная деятельность» указывает на деятельностный характер этой категории учебного процесса, процесса двустороннего, включающего в себя деятельность обучающего и деятельность обучаемого. В свою очередь «учение» студента, как деятельность, включается в этот двусторонний процесс, как подпроцесс, управляемый процессом преподавания, который осуществляется преподавателем [25, с. 73-80].

Выводы по Главе 1

Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности позволил выявить ряд положений, которые будут нами использованы в практической части исследования мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов:

1. В целях настоящего исследования будем придерживаться, точки зрения Ильина Е.П. [7]:

· мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности;

· мотив - это такой гипотетический конструкт, понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляющейся в идентичных условиях.

2. Рассматриваем мотивацию как систему факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента.

3. На процессы мотивации студентов влияют две категории факторов. К первой категории мы будем относить факторы, которые определены социализацией: семьей, уровнем подготовки, престижем выбранной специальности, отношением к учебной деятельности, представлениями о профессиональном будущем (вопрос анкеты № 2, 3, 9).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Назначение судебно-психологической экспертизы
Направляя подследственного, потерпевшего или свидетеля на судебно-психологическую экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами рассле ...

Методики коррекционной работы с детьми-аффектиками
Воспитатель объясняет ребенку цель рисования страхов как способ избавиться от них. Затем ребенку дается задание нарисовать первый, идущий по индивидуальному списку страх. Как только ребенок нарисовал первый страх воспитатель дает задание нарисовать следующий страх. Важно чтобы воспитатель выражал одобрение по поводу того, что ребенок сп ...

Основные положения психосоматики в позитивной психотерапии
В заключение, стоит заметить об основных положениях психосоматики в позитивной психотерапии. Метод позитивной психотерапии, разработанный Н. и Х. Пезешкиан, основывается на 3-х принципах – надежд, гармонизации и консультирования. На этапе работы с учётом принципа гармонизации используется распределение энергии по 4-м основным сферам жиз ...