Отношение Христианства к суициду

Христианская церковь сформировала негативное отношение к суициду лишь через 500‑600 лет после своего возникновения. Существовало множество спором о допустимости или недопустимости самоубийства. Положение усугублялось тем, что сам Иисус принял смерть добровольно, то есть фактически закончил свое земное существование самоубийством. Его примеру последовали сотни и тысячи христианских мучеников. Одни безропотно и даже с радостью предавались в руки палачей, другие убивали себя сами и именно за это были причислены христианской церковью к лику святых. В Новом Завете описывается случай самоубийства Иуды. Но здесь осуждается предательство, а не самоубийство.

В IV‑V веках появились христианские фанатики‑донатисты, которые жаждали мученичества во имя веры. Позже их церковь объявила еретиками. Донатисты убивали себя по поводу и без повода, создав своеобразный культ самоубийства. Они верили в то, что человек может достичь святости усилием воли, однако правящая церковь увидела в этой установке грех гордыни. Святой Августин, первым из отцов церкви обрушившийся на суицид, утверждал, что спасение идет только от Бога, а самоубийство, даже совершенное во имя веры является грехом, заслуживающим проклятья. Он считал, что убить себя – значит убить образ Божий. Для оправдания христианских мучеников, лишивших себя жизни во имя веры, ввели категорию самоубийства, совершенного по велению Господа.

Однако при всей строгости отношения к греху суицида христианская церковь была не вполне последовательна в своей позиции, запретив самоубийство, но разрешив мученичество. Религия несет в себе элементы саморазрушения. Многие религиозные фанатики презирают земную жизнь, отказывают себе в самом необходимом, терзают себя голодом и этим самым медленно себя убивают. В Японии в XVI – XVII в. было запрещено христианство, но проповедники, под страхом смертной казни, устремились туда. Другой пример подсознательной суицидальности христианства — трагическая история русских раскольников. Они совершали акты самосожжения, самоутопления ради своей непоколебимой веры.

В двадцатом веке христианство пережило глубочайший кризис и настоящее возрождение. Почти повсеместно лишившись статуса государственной религии и диктующей инстанции, церковь потеряла в политическом влиянии и выиграла во влиянии духовном. Человек вообще, и человек христианского мира в особенности, за последние 100 лет очень изменился. Христианство не может, как прежде, взывать только к чувству, оно должно быть приемлемо и для разума. Силовые методы борьбы с суицидом более невозможны, нужно совершенствовать искусство убеждения. Если раньше церковь стремилась остановить потенциального самоубийцу, напугав его тем, что он не будет даже похоронен по-христиански, то теперь многих этим фактом не напугаешь.


Приложения
Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам Э.Г. Эйдемиллера. Методику достаточно трудно отнести к какому-либо типу тестов. С одной стороны, ее можно рассматривать как объективный тест личности, так как истинная цель диагностики не просматривается достаточно четко. Процедурно тест носит проектив ...

Методические рекомендации по формированию педагогической толерантности
Исходя из полученных эмпирических данных и анализа психолого-педагогической научной литературы можно разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной педагогической толерантности. Модель формирования педагогической толерантности содержит 5 этапов: подготовка, осознание, переоценка, действие, рефлексия. При этом разв ...

Констатирующий эксперимент
Таблица №2 Сводная таблица данных в экспериментальной группе по методике «Структурализированное наблюдение» (наблюдаемые фрагменты проявлений агрессивности) № Ф.И. ребенка Возраст Фрагменты Физическая Направленная на другого Направленная на предметы Направленная на себя Скрытая Вербальная В мимик ...