Агрессия
(по Р. Бэрону)– любая форма поведения, направленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Классификация агрессии
(по А. Бассу):
1) враждебная (главная цель – причинение страданий жертве);
2) инструментальная (агрессор нападает на жертву, цель не связана с нанесением вреда)
Цели агрессора могут быть разными – повышение самооценки, стремление оказать воздействие на другого человека.
В психологии принято различать враждебность и агрессивность. Враждебность – негативная установка к другому человеку, выражающаяся в неблагоприятной оценке своей жертвы.
Агрессивность – стабильная готовность к агрессивным действиям в разных ситуациях.
Агрессивным присуща враждебность, а вот враждебным не всегда свойственна агрессивность.
Теория социального научения Бандуры
Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, НС) или научения (наблюдение, непосредственный опыт).
Агрессия провоцируется неприемлемым обращением (нападки), побудительными мотивами (деньги), инструкциями(приказы).
Агрессия регулируется внешними поощрениями и наказаниями, викарным подкреплением (наблюдение за тем как поощряют или наказывают других), механизмами саморегуляции ( гордость, вина).
Типы агрессии
Э. Фромм [37 стр. 162-170] выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу. Ее следствие – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.
Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии.
Он различает следующие подвиды псевдоагрессии:
- непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека);
- игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций);
- псевдоагрессия как самоутверждение.
Патогенез
Проанализированный нами клинический материал подтвердил наличие разных видов аутизма в зависимости от эндогенного, хромосомного, органического и экзогенного его происхождения. Это нашло отражение и в МКБ-10 (WHO, 1994). В группу первазивных нарушений развития наряду с аутизмом был введен и атипичный аутизм.
Исходя из разных форм аутизм ...
Понятие депрессии и агрессии. Депрессия. Симптомы
депрессии
«Депрессия - аффективное состояние, характеризуемое отрицательным эмоциональным фоном, изменениями сферы мотивационной, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность рез ...
Результаты экспериментального исследования
В исследовании принимали участия две группы. В контрольной группе 15 человек в возрасте 6 – 7 лет, в норме. В экспериментальной группе 15 человек в возрасте 6 – 7 лет, с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1. В результате проведения контактирующегося эксперимента были установлены формы проявления агрессивности по методике «Структ ...


