Следующей гипотезой нашего исследования было предположение о том, что существуют тенденции – прогресс и регресс – в динамике формирования отцовских установок от поколения к поколению. Среди отцовских установок, которые от поколения к поколению прогрессируют, т.е. становятся более явными и отчетливо сформированными были выявлены следующие:
1. Чрезмерная забота о ребенке
2. Строгость отца
3. Стремление ускорить развитие ребенка
4. Несамостоятельность отца
Выявленные тенденции отражены на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
На графике видно, что наиболее резкий перепад в уровне выраженности наблюдается по шкалам, определяющим установки отцов на чрезмерную заботу и строгость отца, и наименее резкий - по шкалам несамостоятельность отца и стремление ускорить развитие ребенка. Крутые линии на графике могут свидетельствовать об интенсивно возрастающей потребности именно в этих качествах отца. По всей видимости, из поколения в поколение мальчики все больше нуждаются в отцовской заботе, что может быть связано с излишками материнской заботы, и желанием мальчиков проводить больше времени с отцами. Кроме того, молодое поколение ощущает недостаток строгости со стороны отца; возможно, в исследуемых нами семьях функцию установления конкретных рамок поведения и контроля над соблюдением установленных правил выполняет мать, что может негативно и с протестом восприниматься мальчиками в силу страха обидного для мужчины прозвища "маменькин сынок". Однако необходимость таких правил и границ дозволенного мальчики подсознательно (или сознательно) принимают и нуждаются в них. Только установления строгих порядков ждут от отца, а не от матери. Следовательно, в своем отцовском опыте эти установки, возможно, будут у них превалировать над остальными.
Плавные линии на графике, отображающие динамику формирования установки, могут свидетельствовать о начале процесса осознания необходимости перемен в данных аспектах отцовского поведения. Так молодое поколение будущих отцов, возможно, будут предпринимать попытки ускорить развитие своих детей, занимаясь с ними. Однако также медленно нарастающая тенденция убежденности отцов в их несамостоятельности при воспитании ребенка может оттолкнуть их от подобных начинаний.
Среди отцовских установок, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными, были выявлены следующие:
1. Уклонение от конфликта с ребенком
2. Доминирование отца
Выявленные тенденции отражены на диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Полученные данные позволяют нам говорить о том, что из поколения в поколение представленные установки сходят на нет, поскольку, по всей видимости, являются недейственными и не приносящими результата в воспитании сыновей. Так уклонение от конфликта с ребенком все менее применяется отцами в сложных жизненных ситуациях. Возможно, это связано с заинтересованностью реальных современных и будущих отцов проблемами и делами ребенка.
Уменьшение выраженности такой отцовской установки, как доминирование может быть связано с тем, что мужчины начинают осознавать негативный и разрушительный результат доминирующего поведения и видеть ценность в конструктивных и эффективных способах взаимодействия с собственным сыном.
Таким образом, на фоне стабильности в уровне выраженности воспроизводящихся из поколения в поколение установок, выявленные нами тенденции могут свидетельствовать о наиболее проблемных аспектах отцовства, которые актуальны в первую очередь для современных отцов, поскольку требуют от них определенных усилий и затрат. Мы имеем в виду то, что изменение – это всегда результат какого-либо дисбаланса. Вслед за постоянными изменениями в обществе происходит изменение в установках на выполнение роли отца, и изучение подобных тенденций на более высоком уровне может принести практическую пользу в помощи молодым отцам.
Основные психолого-педагогические механизмы нравственного
воспитания школьников. Механизмы
формирования нравственных качеств младших школьников
Механизмы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач нравственного воспитания. Механизмы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Механизмы формирования нравственного поведения
Основные функции методов данной группы формирование опыта общественного повед ...
Характеристика внимания как психологического процесса. Общая
характеристика внимания
До человека доходит огромное число раздражителей, однако он отбирает самые важные из них и игнорирует остальные. Он потенциально может сделать большое число возможных движений, но выделяет немногие целесообразные движения, входящие в состав его действий, и тормозит остальные. У него возникает большое число ассоциаций, однако он сохраняе ...
Несформированность психофизиологических и психологических
предпосылок учебной деятельности
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Однако более 20 % семилеток и около 40 % шестилеток, начинающих учиться, имея нормальный интеллект, не обладают Достаточной функционал ...


