Следующей гипотезой нашего исследования было предположение о том, что существуют тенденции – прогресс и регресс – в динамике формирования отцовских установок от поколения к поколению. Среди отцовских установок, которые от поколения к поколению прогрессируют, т.е. становятся более явными и отчетливо сформированными были выявлены следующие:
1. Чрезмерная забота о ребенке
2. Строгость отца
3. Стремление ускорить развитие ребенка
4. Несамостоятельность отца
Выявленные тенденции отражены на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
На графике видно, что наиболее резкий перепад в уровне выраженности наблюдается по шкалам, определяющим установки отцов на чрезмерную заботу и строгость отца, и наименее резкий - по шкалам несамостоятельность отца и стремление ускорить развитие ребенка. Крутые линии на графике могут свидетельствовать об интенсивно возрастающей потребности именно в этих качествах отца. По всей видимости, из поколения в поколение мальчики все больше нуждаются в отцовской заботе, что может быть связано с излишками материнской заботы, и желанием мальчиков проводить больше времени с отцами. Кроме того, молодое поколение ощущает недостаток строгости со стороны отца; возможно, в исследуемых нами семьях функцию установления конкретных рамок поведения и контроля над соблюдением установленных правил выполняет мать, что может негативно и с протестом восприниматься мальчиками в силу страха обидного для мужчины прозвища "маменькин сынок". Однако необходимость таких правил и границ дозволенного мальчики подсознательно (или сознательно) принимают и нуждаются в них. Только установления строгих порядков ждут от отца, а не от матери. Следовательно, в своем отцовском опыте эти установки, возможно, будут у них превалировать над остальными.
Плавные линии на графике, отображающие динамику формирования установки, могут свидетельствовать о начале процесса осознания необходимости перемен в данных аспектах отцовского поведения. Так молодое поколение будущих отцов, возможно, будут предпринимать попытки ускорить развитие своих детей, занимаясь с ними. Однако также медленно нарастающая тенденция убежденности отцов в их несамостоятельности при воспитании ребенка может оттолкнуть их от подобных начинаний.
Среди отцовских установок, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными, были выявлены следующие:
1. Уклонение от конфликта с ребенком
2. Доминирование отца
Выявленные тенденции отражены на диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Полученные данные позволяют нам говорить о том, что из поколения в поколение представленные установки сходят на нет, поскольку, по всей видимости, являются недейственными и не приносящими результата в воспитании сыновей. Так уклонение от конфликта с ребенком все менее применяется отцами в сложных жизненных ситуациях. Возможно, это связано с заинтересованностью реальных современных и будущих отцов проблемами и делами ребенка.
Уменьшение выраженности такой отцовской установки, как доминирование может быть связано с тем, что мужчины начинают осознавать негативный и разрушительный результат доминирующего поведения и видеть ценность в конструктивных и эффективных способах взаимодействия с собственным сыном.
Таким образом, на фоне стабильности в уровне выраженности воспроизводящихся из поколения в поколение установок, выявленные нами тенденции могут свидетельствовать о наиболее проблемных аспектах отцовства, которые актуальны в первую очередь для современных отцов, поскольку требуют от них определенных усилий и затрат. Мы имеем в виду то, что изменение – это всегда результат какого-либо дисбаланса. Вслед за постоянными изменениями в обществе происходит изменение в установках на выполнение роли отца, и изучение подобных тенденций на более высоком уровне может принести практическую пользу в помощи молодым отцам.
Причины недопонимания и возможности его устранения.
Причины недопонимания
· Склонность не говорить того, что действительно думают и хотят.
· Социальная нежелательность сказанного. Стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотели бы сообщить.
· Неуемное желание говорить самим, неумение слушать других.
· Стремление слушать дру ...
Формирующий эксперимент
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом факторов, влияющих на появление агрессии у детей дош ...
Методы развития воображения.
Развитие воображения
– это совершенствование в умении создавать мыслительные образы.
Методы развития воображения.
· Метод агглютинации – получение нового путем присоединения к одному объекту признаков другого.
· Метод расчленения – получение нового в результате разъединения частей объекта.
· Метод комбинирования – объединение исход ...