Мы видим, что значимые материнские установки одинаковы в трех группах и неизменно передаются от матери к дочери (кроме установки на несамостоятельность матери, вышедшей на первые ступени иерархии в последних двух поколениях). Исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что одни и те же материнские установки передаются из поколения в поколение и считаются важными в воспитании дочерей.
В нашем случае модель материнского поведения выглядит относительно статичной, т.е. изменение исторической и социальной обстановки в каждом поколении если и отразилось на ней, то незначительно и не привело к изменению сложившегося материнского отношения к воспитательному процессу. Подобная неизменность взглядов может быть связана с тем, что филогенетически женщина более устойчива (Ильин Е.П., 2002) и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций и это отражается на скорости видоизменения паттернов материнского поведения. Эти процессы протекают медленно и трех поколений, по всей видимости, недостаточно для формирования новых материнских установок.
В отличие от женщин, мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое поведение. Поэтому их модель отцовского поведения динамична и зависима от конкретных социальных условий, в которых мужчина должен ориентироваться и привносить этот опыт в семью. В таблице 5 мы видим, что в группе Отцов и Сыновей существуют новые значимые установки на выполнение роли отца, которых нет в предыдущем поколении. Эти данные свидетельствуют о значительных различиях в значимых отцовских установках в каждом из трех поколений. Главные аспекты воспитания отличаются также явно, как исторические и социальные события, характеризующие каждое из этих поколений.
Таблица 5. Иерархия отцовских установок по трем поколениям.
|
Группа Дедушек |
Группа Отцов |
Группа Сыновей | |
|
1 |
Вербализация |
Супружеские конфликты |
Сверхавторитет отца |
|
2 |
Товарищество с ребенком |
Зависимость от семьи |
Вербализация |
|
3 |
Жертвенность |
Вербализация |
Опасение обидеть |
|
4 |
Подавление воли ребенка |
Товарищество с ребенком |
Товарищество с ребенком |
|
5 |
Супружеские конфликты |
Доминирование отца |
Поощрение активности |
|
6 |
Сверхавторитет отца |
Несамостоятельность отца |
Подавление воли ребенка |
|
7 |
Доминирование отца |
Жертвенность |
Строгость отца |
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза об отцовских установках мужчин, в большей мере зависящих от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки на уровне качественного анализа подтвердилась.
Делая вывод из сравнения степени воспроизведения материнских и отцовских установок, отметим, что обе предложенные нами гипотезы подтвердились. У мужчин действительно из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Кроме того, отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Одно из объяснений этому факту может заключаться в том, что филогенетически женщина более устойчива и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций, а мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое приспособительное и информирующее поведение.
Педагогическая толерантность как предмет психологического исследования. Основные подходы к проблеме толерантности в отечественной и
зарубежной психологии. Определение понятия толерантность
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук: философии, этики, политологии, медицины, педагогики, психологии. Нашей задачей является выявить общее и отличительное в разных интерпретациях понятия толерантность и на основе этого выработать ее понимание как психического явления. Вопрос о содержательном наполнении понятия ...
Психология групп
Лекция №7 (28 ноября 2007г.)
Малые группы (МГ)
МГ– немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.
Размер МГ
: нижняя граница – 2-3 члена, верхняя граница – количество членов группы, которые функционально способны выполнить сто ...
Исследования памяти в работах Г. Эббингауза
Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях.
Существенным в этой теории является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для ...


