Мы видим, что значимые материнские установки одинаковы в трех группах и неизменно передаются от матери к дочери (кроме установки на несамостоятельность матери, вышедшей на первые ступени иерархии в последних двух поколениях). Исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что одни и те же материнские установки передаются из поколения в поколение и считаются важными в воспитании дочерей.
В нашем случае модель материнского поведения выглядит относительно статичной, т.е. изменение исторической и социальной обстановки в каждом поколении если и отразилось на ней, то незначительно и не привело к изменению сложившегося материнского отношения к воспитательному процессу. Подобная неизменность взглядов может быть связана с тем, что филогенетически женщина более устойчива (Ильин Е.П., 2002) и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций и это отражается на скорости видоизменения паттернов материнского поведения. Эти процессы протекают медленно и трех поколений, по всей видимости, недостаточно для формирования новых материнских установок.
В отличие от женщин, мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое поведение. Поэтому их модель отцовского поведения динамична и зависима от конкретных социальных условий, в которых мужчина должен ориентироваться и привносить этот опыт в семью. В таблице 5 мы видим, что в группе Отцов и Сыновей существуют новые значимые установки на выполнение роли отца, которых нет в предыдущем поколении. Эти данные свидетельствуют о значительных различиях в значимых отцовских установках в каждом из трех поколений. Главные аспекты воспитания отличаются также явно, как исторические и социальные события, характеризующие каждое из этих поколений.
Таблица 5. Иерархия отцовских установок по трем поколениям.
|
Группа Дедушек |
Группа Отцов |
Группа Сыновей | |
|
1 |
Вербализация |
Супружеские конфликты |
Сверхавторитет отца |
|
2 |
Товарищество с ребенком |
Зависимость от семьи |
Вербализация |
|
3 |
Жертвенность |
Вербализация |
Опасение обидеть |
|
4 |
Подавление воли ребенка |
Товарищество с ребенком |
Товарищество с ребенком |
|
5 |
Супружеские конфликты |
Доминирование отца |
Поощрение активности |
|
6 |
Сверхавторитет отца |
Несамостоятельность отца |
Подавление воли ребенка |
|
7 |
Доминирование отца |
Жертвенность |
Строгость отца |
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза об отцовских установках мужчин, в большей мере зависящих от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки на уровне качественного анализа подтвердилась.
Делая вывод из сравнения степени воспроизведения материнских и отцовских установок, отметим, что обе предложенные нами гипотезы подтвердились. У мужчин действительно из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Кроме того, отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Одно из объяснений этому факту может заключаться в том, что филогенетически женщина более устойчива и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций, а мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое приспособительное и информирующее поведение.
Психологические теории темперамента
ТЕМПЕРАМЕНТ (лат. Temperamentum – надлежащее соотношение черт от tempero – смешиваю в надлежащем состоянии) – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. [1].
Темперамент – качество ...
Характеристика школы. Характеристика
МОУ «СОШ № 6»
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением отдельных предметов» было основано в г.Когалыме 1988 году. В 2005 году школа прошла очередную аттестацию и аккредитацию. В школе обучается 1185 учащихся. Задачи педагогического коллектива опираются на три столпа образования – «Научить ...
Ограниченный кругозор
При нормальном развитии к моменту поступления в школу дети уже усваивают значительный объем информации, приобретают ряд умений и навыков, которые позволяют им включиться в целенаправленное, систематическое обучение. Вооружение знаниями и умениями происходит как в процессе специальной подготовительной работы в детском саду, дома, так и в ...


