Информация » Трансгенерационные паттерны отцовского поведения » Сравнительный анализ паттернов материнского и отцовского поведения

Сравнительный анализ паттернов материнского и отцовского поведения
Страница 1

Еще одной гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери, а также, о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки.

Ранее мы уже проводили аналогичное исследование трансгенерационных паттернов материнского поведения. С помощью метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни мы выяснили, что у женщин из 23 предложенных в методике установок на выполнение роли матери 12 установок воспроизводятся из поколения в поколение. Это составляет в среднем 52%. У мужчин воспроизводятся лишь 7 установок на выполнение роли отца из предложенных 23, что в среднем составляет 30%.

Эти данные позволяют нам подтвердить гипотезу о передаче меньшего числа установок на выполнение роли отца у мужчин, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Объяснение этому факту, скорее всего, нужно искать в социальной природе отцовства. По всей видимости, полученные нами 30% передающихся ролевых установок отца составляют необходимый костяк для построения отношений с сыном, как представителем своего пола. Передача именно этих установок, по нашему мнению, во многом обусловлена стереотипами мужественности, которые практически не претерпевают изменений на протяжении эпохальных временных отрезков. Все остальные составляющие отцовского поведения (в нашем случае в среднем 70%) вариативны и зависят, на наш взгляд, от многих факторов, в частности культуры, исторического времени, экономического состояния страны, правообеспечения отцовства, уровня жизни, прогрессивных влияний и многих других составляющих общественной жизни, формирующих конкретную социальную ситуацию в каждом конкретном поколении.

Возможность изменчивости модели отцовского поведения обусловлена функциями традиционной роли отца – кормильца и защитника. Чтобы обеспечить семью и встать на защиту ее интересов, мужчина должен быть сосредоточен на внешнем мире, следить за изменениями в социуме, чтобы успеть приспособиться и воспользоваться ими и сообщить о них семье. Таким образом, предполагаем, что модель отцовского поведения в большей степени формируется под влиянием особенностей исторического периода и господствующих общественных стереотипов, чем влиянием собственного отца, от которого перенимаются навыки оценки собственных сыновей и границы эмоционального контакта в отношениях с ними.

Для подтверждения гипотезы о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки, мы представляем две таблицы, в которых приведены иерархии ярко выраженных и используемых материнских установок у женщин и отцовских установок – у мужчин. Цветами выделены родительские установки впервые появившиеся в числе превалирующих в данном поколении по сравнению с предыдущим.

Таблица 4. Иерархия материнских установок по трем поколениям.

Группа Бабушек

Группа Матерей

Группа Дочерей

1

Сверхавторитет матери

Вербализация

Вербализация

2

Жертвенность

Товарищество с ребенком

Сверхавторитет матери

3

Поощрение активноти ребенка

Несамостоятельность матери

Товарищество с ребенком

4

Опасение обидеть ребенка

Поощрение активноти ребенка

Несамостоятельность матери

5

Доминирование матери

Опасение обидеть ребенка

Жертвенность

6

Вербализация

Жертвенность

Поощрение активноти ребенка

7

Товарищество с ребенком

Сверхавторитет матери

Опасение обидеть ребенка

Страницы: 1 2


Выводы
1. По данным экспериментального исследования мы можем говорить о наличии незначительных агрессивных проявлений у детей 6–7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 2. Среди различных форм проявления агрессии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладают также формы, как вербальная и физическая агрессия, так и ...

Теория личностно-ориентированной психологии К. Роджерса
Личностно-ориентированное образование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. В основе личностно - ориентированного обучения л ...

Реакция-состояние-развитие
Альтернатива «реакция-состояние-развитие» является одной из важных при феноменологическом анализе психологического состояния обследуемого. Она позволяет ввести в этот анализ параметры стимула и реакции, внешнего и внутреннего. При этом оценка психологического феномена строится на основании оценки конгруэнтности или неконгруэнтности прив ...