Еще одной гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери, а также, о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки.
Ранее мы уже проводили аналогичное исследование трансгенерационных паттернов материнского поведения. С помощью метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни мы выяснили, что у женщин из 23 предложенных в методике установок на выполнение роли матери 12 установок воспроизводятся из поколения в поколение. Это составляет в среднем 52%. У мужчин воспроизводятся лишь 7 установок на выполнение роли отца из предложенных 23, что в среднем составляет 30%.
Эти данные позволяют нам подтвердить гипотезу о передаче меньшего числа установок на выполнение роли отца у мужчин, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Объяснение этому факту, скорее всего, нужно искать в социальной природе отцовства. По всей видимости, полученные нами 30% передающихся ролевых установок отца составляют необходимый костяк для построения отношений с сыном, как представителем своего пола. Передача именно этих установок, по нашему мнению, во многом обусловлена стереотипами мужественности, которые практически не претерпевают изменений на протяжении эпохальных временных отрезков. Все остальные составляющие отцовского поведения (в нашем случае в среднем 70%) вариативны и зависят, на наш взгляд, от многих факторов, в частности культуры, исторического времени, экономического состояния страны, правообеспечения отцовства, уровня жизни, прогрессивных влияний и многих других составляющих общественной жизни, формирующих конкретную социальную ситуацию в каждом конкретном поколении.
Возможность изменчивости модели отцовского поведения обусловлена функциями традиционной роли отца – кормильца и защитника. Чтобы обеспечить семью и встать на защиту ее интересов, мужчина должен быть сосредоточен на внешнем мире, следить за изменениями в социуме, чтобы успеть приспособиться и воспользоваться ими и сообщить о них семье. Таким образом, предполагаем, что модель отцовского поведения в большей степени формируется под влиянием особенностей исторического периода и господствующих общественных стереотипов, чем влиянием собственного отца, от которого перенимаются навыки оценки собственных сыновей и границы эмоционального контакта в отношениях с ними.
Для подтверждения гипотезы о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки, мы представляем две таблицы, в которых приведены иерархии ярко выраженных и используемых материнских установок у женщин и отцовских установок – у мужчин. Цветами выделены родительские установки впервые появившиеся в числе превалирующих в данном поколении по сравнению с предыдущим.
Таблица 4. Иерархия материнских установок по трем поколениям.
Группа Бабушек |
Группа Матерей |
Группа Дочерей | |
1 |
Сверхавторитет матери |
Вербализация |
Вербализация |
2 |
Жертвенность |
Товарищество с ребенком |
Сверхавторитет матери |
3 |
Поощрение активноти ребенка |
Несамостоятельность матери |
Товарищество с ребенком |
4 |
Опасение обидеть ребенка |
Поощрение активноти ребенка |
Несамостоятельность матери |
5 |
Доминирование матери |
Опасение обидеть ребенка |
Жертвенность |
6 |
Вербализация |
Жертвенность |
Поощрение активноти ребенка |
7 |
Товарищество с ребенком |
Сверхавторитет матери |
Опасение обидеть ребенка |
Отношение Иудаизма к суициду
Отношение к самоубийству иудаизма отрицательно. Оно считается худшим из грехов. Еще более тяжелым злодеянием, чем убийство. Вместе с тем преступления этого рода считались подсудными не людям, а Богу. Попытка самоубийства карается мягко — бичеванием. Если же самоубийца осуществил свой замысел до конца, ему не может быть отказано в траурн ...
Постановка проблемы установки
1. Иллюзия объема.
Возьмем два разных по весу, но совершенно одинаковых в других отношениях предмета — скажем, два шара, которые отчетливо отличались бы друг от друга по весу, но по объему и другим свойствам были бы совершенно одинаковы. Если предложить эти шары испытуемому с заданием сравнить их между собой по объему, то, как правило, ...
Различие формальной,
диалектической и содержательно-генетических логик. Мышление в подходах трех
логик
Точка зрения формальной логики на процессы мышления не единственная. Более того, есть позиция, в соответствии с которой правильного мышления, описываемого и выделяемого формальной логикой, просто не существует, а так называемое "правильное" мышление – это "мертвое" мышление. Это высказывания, суждения, различные слов ...