Рациональная психотерапия

Разъясняющую, логически обоснованную терапию трудно выделить в самостоятельный метод. Скорее - это свод общих принципов взаимоотношений врача и больного. Трудно представить врача, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни.

Признанным основоположником рациональной психотерапии является швейцарский невропатолог P. Dubois, который считал, что неврозы возникают вследствие слабости интеллекта и ошибок суждения. Естественно, что в настоящее время эти теоретические построения не могут быть приняты безоговорочно. В то же время многие наблюдения, выводы и рекомендации Дюбуа, сделанные им в удивительно образной и понятной для больного форме, имеют несомненную практическую ценность.

Основные принципы рациональной психотерапии, детально разработанные Дюбуа, вне сомнения, должны входить в структуру любого метода лечения. В то же время активная роль интеллектуального (рассудочного) воздействия может существенно изменяться в зависимости как от применяемых методов лечения, так и от курируемого заболевания. В любом случае с самого начала между врачом и пациентом должна установиться надежная связь, основанная на доверии и взаимной симпатии.

Опыт показывает, что в отличие от чистых форм аутосуггестии в методике аутогенной тренировки главенствующую роль играет самоубеждение (ауто-дидактика) на основе целенаправленно развиваемой рефлексивной функции сознания. Это положение обосновывается тем, что «внешним» для сознания, т. е. тем, на что оно может активно и преобразующее воздействовать, является не только внешний мир, но и внутренняя среда организма в целом. Основная же суть рефлексивной функции сознания состоит в возможности воздействия на самое себя. При полном сохранении инициативы и самоконтроля это самовоздействие делает аутогенную тренировку интеллектуальным и волевым, чрезвычайно специфическим в своей сути процессом, ведущим к рациональной перестройке личности.


Выводы и рекомендации для родителей и учителей.
Как учить ребенка надлежащему удовлетворению своих потребностей? Таких методов много. Особого внимания заслуживают три из них – они наиболее часто выступают в повседневной жизни семьи. 1. Использование инстинкта подражания. Он заключается в том, что родители показывают ребенку, как они удовлетворяют собственные потребности. Например, ...

Средства коммуникации и их роль в передаче информации
Средства коммуникации играют огромную роль в процессе передачи информации. От правильного выбора средства передачи информации будет зависеть процесс получения данного сообщения тем, кому оно предназначено, его правильная трактовка и восприятие, а следовательно и реакция на него. Средства коммуникации можно разделить на две группы: верб ...

Исследования памяти в работах Г. Эббингауза
Теория памяти, которая легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и др.), была целиком построена на учении об ассоциациях. Существенным в этой теории является то, что факт внешней смежности впечатлений сам по себе признается достаточным для ...