Аутогенная тренировка в спортивной практике
Страница 1

Особенно широкое использование регуляции функционального состояния организма с помощью аутогенной тренировки нашла в спорте. Аутогенная тренировка в настоящее время активно используется в психофизиологической подготовке легкоатлетов, борцов и боксеров, футболистов, баскетболистов и волейболистов, гимнастов, тяжелоатлетов, пловцов, спортсменов, занимающихся подводным спортом, фехтованием, спортивным ориентированием, велосипедным, парашютным, стрелковым и мотоциклетным спортом. Наиболее широкое распространение в спортивной практике получили «психорегулирующая тренировка именуемая как «психомышечная тренировка», и «эмоционально-волевая подготовка» спортсменов. Несмотря на некоторые порой существенные отличия «психомышечная тренировка» и «эмоционально-волевая подготовка» спортсменов имеют много общего. В обоих случаях обучение проводится в форме гетеротренинга под руководством владеющего методом врача, психолога или тренера. В основе обучающего курса лежат упражнения в тренированной мышечной релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре головного мозга. В последующем усваиваются упражнения, направленные на общее успокоение; целенаправленно развивается способность к сенсорной репродукции; используются приемы, направленные на повышение способности к самовнушению и активной реализации формул-самоприказов. Основные варианты применения аутогенной тренировки в спорте можно объединить в 3 комплекса упражнений: «мобилизующий», предназначенный для преодоления предстартовой апатии и перетренированности; «успокаивающий», применяющийся при повышенном предстартовом возбуждении, а также после соревнований; «усыпляющий», который используется в случаях напряженности и при нарушениях сна перед соревнованиями. Значительное внимание в названных модификациях уделяется обучению саморегуляции функций внутренних органов, главным образом функции дыхания, сердечной деятельности, а также идеомоторным тренировкам нервно-мышечного аппарата.

Психомышечная тренировка (ПМТ). В основе психомышечной тренировки лежат четыре компонента: «умение расслаблять мышцы», «способность максимально ярко, с предельной силой воображения, но не напрягаясь психически, представлять содержание формул самовнушения», «умение удерживать внимание на избранном объекте», «умение воздействовать на самого себя нужными словесными формулами». Обучение данной модификации аутогенной тренировки проводится в виде гетеротренинга. В силу систематических спортивных тренировок, связанных с попеременным напряжением и расслаблением мышц, спортсмены обычно легко осваивают релаксирующие упражнения. Последовательное расслабление различных групп мышц начинается с рук. Используемая методика во многом сходна с приемами, разработанными Джейкобсоном. На вдохе мышцы медленно напрягаются («в половину максимальной силы»), одновременно суггестируется: «мои руки», затем следует задержка дыхания и удерживание мышечного напряжения в течение 2 - 3 с, после чего оно быстро сбрасывается и на фоне спокойного выдоха произносится: «рас-сла-бля-ют-ся .». Снова производится легкий вдох, при котором мысленно проговаривается союз «и .», а на замедленном спокойном выдохе суггестируется - «те-пле-ют .». Это самовнушение сопровождается представлением о растекающемся по рукам тепле. После нескольких тренировок нужное состояние достигается при помощи следующей формулы самовнушения: «Мои руки полностью расслабленные, теплые, неподвижные». Напряжение мышц и дыхательные упражнения в «окончательном» варианте данной модификации не используются.

Страницы: 1 2


Понятие души у Д. Локка
О душе у Локка, Юма и Канта - это возможность извлечь из опыта знание о нематериальной и бессмертной душе человека. И Локк неоднократно говорит о том, что такое вполне возможно. В "Опыте о человеческом разумении", над которым он работает целых пятнадцать лет, представление о душе разбирается в связи со сложными идеями, касающи ...

Результаты опытно-экспериментальной работы
В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации получены следующие данные (см. Таблица 1) Таблица 1. Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации (МОУ СОШ) № п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 ...

Влияние качеств личности на формирование педагогической толерантности
Корреляционный анализ показывает только взаимосвязь параметров, что в данном случае недостаточно. Необходимо проанализировать влияние качеств личности учителя на формирование педагогической толерантности, что позволяет осуществить множественный регрессионный анализ. Наибольший вклад в формирование коммуникативно-педагогической толерантн ...