На основании описанной нами факторной структуры ценностных ориентации личности можно говорить о том, что в индивидуальной ценностной системе представлены различные компоненты, имеющие неодинаковое значение в каждом конкретном случае. Анализ структурной организации ценностной системы на основе выделения ее ведущих уровней может быть дополнен в рамках типологического подхода. Однако, как уже отмечалось, практически во всех психологических и социологических исследованиях, посвященных этой проблеме, основанием для построения типологии являлось выделение какой-либо одной доминирующей ценности или группы ценностей. Такой подход не учитывает неоднородность системы ценностных ориентации личности, включающей одновременно ряд иерархически организованных уровней, «высших» и «низших», предпочитаемых и отвергаемых ценностей. В этой связи нами была поставлена задача экспериментально выделить типы личности на основе целостной иерархии их ценностных ориентации, включающей одновременно все уровни ее организации.
Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации нами была использована описанная выше методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [38]. Поскольку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориентации находятся прежде всего те или иные терминальные ценности, в качестве основания для группировки исследуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терминальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Для экспериментального выделения личностных типов на этой основе нами был выбран метод кластерного анализа, позволяющий сгруппировать исследуемых на основе единой меры, охватывающей одновременно ряд параметров. В настоящем исследовании, которое проводилось в период с марта по май 2005г., приняли участие 75 руководителей разных рангов, промышленных и социальных учреждений, мужчин и женщин разных возрастов от 24 до 56 лет. Методом кластерного анализа исследуемые были разделены на три типа, к которым были отнесены, соответственно, 28,8, 46,3 и 24,9 процентов от их общего числа. Данные типы, достоверно различающиеся рангом значимости терминальных ценностей (при р>0,001), представляют собой различные типы индивидуальных систем ценностных ориентации (таблицы 4 и 5).
Таблица 4
Усредненные ранги значимости терминальных ценностей по тесту Рокича у описываемых типов личности
|
Терминальные ценности |
Типы личности | |||||
|
1 |
2 |
3 | ||||
|
М |
т |
М |
т |
М |
т | |
|
Активная деятельная жизнь |
7,06 |
0,38 |
10,22 |
0,35 |
9,73 |
0,48 |
|
Жизненная мудрость |
9,01 |
0,46 |
11,08 |
0,32 |
8,30 |
0,42 |
|
Здоровье |
5,16 |
0,44 |
3,79 |
0,24 |
6,33 |
0,49 |
|
Интересная работа |
8,69 |
0,43 |
7,25 |
0,26 |
8,41 |
0,39 |
|
Красота природы и искусства |
13,22 |
0,38 |
13,74 |
0,26 |
10,15 |
0,49 |
|
Любовь |
8,09 |
0,44 |
4,66 |
0,26 |
5,26 |
0,44 |
|
Материально обеспеченная жизнь |
5,85 |
0,35 |
4,95 |
0,22 |
13,63 |
0,38 |
|
Наличие хороших и верных друзей |
6,46 |
0,40 |
5,22 |
0,22 |
6,43 |
0,44 |
|
Общественное признание |
10,03 |
0,45 |
11,40 |
0,30 |
14,80 |
0,30 |
|
Познание |
10,10 |
0,36 |
13,20 |
0,22 |
8,87 |
0,46 |
|
Продуктивная жизнь |
10,68 |
0,42 |
12,12 |
0,27 |
10,75 |
0,42 |
|
Развитие |
9,67 |
0,40 |
11,70 |
0,26 |
8,08 |
0,41 |
|
Развлечения |
11,74 |
0,44 |
12,49 |
0,30 |
15,49 |
0,25 |
|
Свобода |
7,97 |
0,45 |
9,93 |
0,32 |
7,20 |
0,46 |
|
Счастливая семейная жизнь |
12,99 |
0,32 |
3,65 |
0,17 |
8,12 |
0,49 |
|
Счастье других |
15,04 |
0,28 |
13,24 |
0,29 |
11,77 |
0,45 |
|
Творчество |
12,69 |
0,36 |
15,02 |
0,21 |
8,57 |
,42 |
|
Уверенность в себе |
6,02 |
0,40 |
7,28 |
0,30 |
8,42 |
0,45 |
Описание технологии
проблематизации
Конфликт может происходить непосредственно в ситуации, перед нашими глазами, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов. Проблемная ситуация возникает в ситуации конфликта, противоречия, апории.
Вначале этот конфликт носил коммунальный характер.
Неясно, почему люди ссорятся и отрицают взгляды и представления др ...
Методика Кеттелла
Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
В 1970 году было опублик ...
Смысл речи: роль и значение в общении.
Речь
– исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Различают два вида речи:
1.внешняя (письменная и устная);
2.внутренняя (фаза планирования поступка).
Краткая характеристика речи:
Информированность
– ценность сообщаемых фактов и способность к общению.
Понятливость
– взаимосвязь смыслового содержания, языковы ...


