На основании описанной нами факторной структуры ценностных ориентации личности можно говорить о том, что в индивидуальной ценностной системе представлены различные компоненты, имеющие неодинаковое значение в каждом конкретном случае. Анализ структурной организации ценностной системы на основе выделения ее ведущих уровней может быть дополнен в рамках типологического подхода. Однако, как уже отмечалось, практически во всех психологических и социологических исследованиях, посвященных этой проблеме, основанием для построения типологии являлось выделение какой-либо одной доминирующей ценности или группы ценностей. Такой подход не учитывает неоднородность системы ценностных ориентации личности, включающей одновременно ряд иерархически организованных уровней, «высших» и «низших», предпочитаемых и отвергаемых ценностей. В этой связи нами была поставлена задача экспериментально выделить типы личности на основе целостной иерархии их ценностных ориентации, включающей одновременно все уровни ее организации.
Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации нами была использована описанная выше методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [38]. Поскольку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориентации находятся прежде всего те или иные терминальные ценности, в качестве основания для группировки исследуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терминальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Для экспериментального выделения личностных типов на этой основе нами был выбран метод кластерного анализа, позволяющий сгруппировать исследуемых на основе единой меры, охватывающей одновременно ряд параметров. В настоящем исследовании, которое проводилось в период с марта по май 2005г., приняли участие 75 руководителей разных рангов, промышленных и социальных учреждений, мужчин и женщин разных возрастов от 24 до 56 лет. Методом кластерного анализа исследуемые были разделены на три типа, к которым были отнесены, соответственно, 28,8, 46,3 и 24,9 процентов от их общего числа. Данные типы, достоверно различающиеся рангом значимости терминальных ценностей (при р>0,001), представляют собой различные типы индивидуальных систем ценностных ориентации (таблицы 4 и 5).
Таблица 4
Усредненные ранги значимости терминальных ценностей по тесту Рокича у описываемых типов личности
| Терминальные ценности | Типы личности | |||||
| 1 | 2 | 3 | ||||
| М | т | М | т | М | т | |
| Активная деятельная жизнь | 7,06 | 0,38 | 10,22 | 0,35 | 9,73 | 0,48 | 
| Жизненная мудрость | 9,01 | 0,46 | 11,08 | 0,32 | 8,30 | 0,42 | 
| Здоровье | 5,16 | 0,44 | 3,79 | 0,24 | 6,33 | 0,49 | 
| Интересная работа | 8,69 | 0,43 | 7,25 | 0,26 | 8,41 | 0,39 | 
| Красота природы и искусства | 13,22 | 0,38 | 13,74 | 0,26 | 10,15 | 0,49 | 
| Любовь | 8,09 | 0,44 | 4,66 | 0,26 | 5,26 | 0,44 | 
| Материально обеспеченная жизнь | 5,85 | 0,35 | 4,95 | 0,22 | 13,63 | 0,38 | 
| Наличие хороших и верных друзей | 6,46 | 0,40 | 5,22 | 0,22 | 6,43 | 0,44 | 
| Общественное признание | 10,03 | 0,45 | 11,40 | 0,30 | 14,80 | 0,30 | 
| Познание | 10,10 | 0,36 | 13,20 | 0,22 | 8,87 | 0,46 | 
| Продуктивная жизнь | 10,68 | 0,42 | 12,12 | 0,27 | 10,75 | 0,42 | 
| Развитие | 9,67 | 0,40 | 11,70 | 0,26 | 8,08 | 0,41 | 
| Развлечения | 11,74 | 0,44 | 12,49 | 0,30 | 15,49 | 0,25 | 
| Свобода | 7,97 | 0,45 | 9,93 | 0,32 | 7,20 | 0,46 | 
| Счастливая семейная жизнь | 12,99 | 0,32 | 3,65 | 0,17 | 8,12 | 0,49 | 
| Счастье других | 15,04 | 0,28 | 13,24 | 0,29 | 11,77 | 0,45 | 
| Творчество | 12,69 | 0,36 | 15,02 | 0,21 | 8,57 | ,42 | 
| Уверенность в себе | 6,02 | 0,40 | 7,28 | 0,30 | 8,42 | 0,45 | 
Социально-психологические особенности группы. Социально-психологический
климат группы
	 
В понятии СПК выделяются три «климатические зоны»: 
1. социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач; 
2. моральный климат, который определяется моральными ценностями, общепринятыми в данном коллективе; 
3. психологический климат, то есть неофициальная сф ...
	
Историческое преобразование определений предмета
психология
	 
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин: 
1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга. 
2. В психологии как бы сливаются объект и субъект познания. 
3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практиче ...
	
Развитие мышления умственно отсталых школьников
	 
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: [18] 
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); 
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); 
- словесно-логиче ...
	


