Информация » Ценностные ориентации руководителей » Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации

Типы индивидуальной иерархии ценностных ориентации
Страница 1

На основании описанной нами факторной структуры ценно­стных ориентации личности можно говорить о том, что в индиви­дуальной ценностной системе представлены различные компо­ненты, имеющие неодинаковое значение в каждом конкретном случае. Анализ структурной организации ценностной системы на основе выделения ее ведущих уровней может быть дополнен в рамках типологического подхода. Однако, как уже отмечалось, практически во всех психологических и социологических иссле­дованиях, посвященных этой проблеме, основанием для постро­ения типологии являлось выделение какой-либо одной домини­рующей ценности или группы ценностей. Такой подход не учитывает неоднородность системы ценностных ориентации лич­ности, включающей одновременно ряд иерархически организо­ванных уровней, «высших» и «низших», предпочитаемых и отвер­гаемых ценностей. В этой связи нами была поставлена задача экспериментально выделить типы личности на основе целост­ной иерархии их ценностных ориентации, включающей одновре­менно все уровни ее организации.

Для исследования индивидуальной иерархии ценностных ориентации нами была использована описанная выше методика М. Рокича, модифицированная Д. А. Леонтьевым [38]. Посколь­ку в центре отдельных компонентов системы ценностных ориен­тации находятся прежде всего те или иные терминальные цен­ности, в качестве основания для группировки исследуемых использовались выставленные ими ранги значимости 18 терми­нальных ценностей (т. е. ценностей-целей) теста М. Рокича. Для экспериментального выделения личностных типов на этой осно­ве нами был выбран метод кластерного анализа, позволяющий сгруппировать исследуемых на основе единой меры, охватываю­щей одновременно ряд параметров. В настоящем исследовании, которое проводилось в период с марта по май 2005г., приняли участие 75 руководителей разных рангов, промышленных и социальных учреждений, мужчин и женщин разных возрастов от 24 до 56 лет. Методом кластерного анализа исследуемые были разделены на три типа, к которым были отнесены, соответственно, 28,8, 46,3 и 24,9 процентов от их общего числа. Данные типы, досто­верно различающиеся рангом значимости терминальных ценностей (при р>0,001), представляют собой различные типы индивидуальных систем ценностных ориентации (таблицы 4 и 5).

Таблица 4

Усредненные ранги значимости терминальных ценностей по тесту Рокича у описываемых типов личности

Терминальные ценности

Типы личности

1

2

3

М

т

М

т

М

т

Активная деятельная жизнь

7,06

0,38

10,22

0,35

9,73

0,48

Жизненная мудрость

9,01

0,46

11,08

0,32

8,30

0,42

Здоровье

5,16

0,44

3,79

0,24

6,33

0,49

Интересная работа

8,69

0,43

7,25

0,26

8,41

0,39

Красота природы и искусства

13,22

0,38

13,74

0,26

10,15

0,49

Любовь

8,09

0,44

4,66

0,26

5,26

0,44

Материально обеспеченная жизнь

5,85

0,35

4,95

0,22

13,63

0,38

Наличие хороших и верных друзей

6,46

0,40

5,22

0,22

6,43

0,44

Общественное признание

10,03

0,45

11,40

0,30

14,80

0,30

Познание

10,10

0,36

13,20

0,22

8,87

0,46

Продуктивная жизнь

10,68

0,42

12,12

0,27

10,75

0,42

Развитие

9,67

0,40

11,70

0,26

8,08

0,41

Развлечения

11,74

0,44

12,49

0,30

15,49

0,25

Свобода

7,97

0,45

9,93

0,32

7,20

0,46

Счастливая семейная жизнь

12,99

0,32

3,65

0,17

8,12

0,49

Счастье других

15,04

0,28

13,24

0,29

11,77

0,45

Творчество

12,69

0,36

15,02

0,21

8,57

,42

Уверенность в себе

6,02

0,40

7,28

0,30

8,42

0,45

Страницы: 1 2 3


Динамика ценностных ориентации в процессах личностного развития
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты разви­тия системы ценностных ориентации личности с определенной периодичностью выходят на первый план. Очевидно в то же вре­мя, что различные условия или механизмы, определяющие сущ­ность определяет стадии ценностного развития, могут (пусть и в мень­шей степени) проявляться и на других эт ...

Охарактеризуйте основные виды общения. В чем сущность барьеров общения и почему некоторые из них относят к ошибкам восприятия человека человеком
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоо ...

Методика М. Рокича
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей. Ценность Рокич определяет как "устойчивое убеждение в том, что о ...