Информация » Теоретические проблемы психологии управления » Методология психологии управления

Методология психологии управления
Страница 3

Эти особенности заключаются в том, что самоуправление здесь - это сложная система, включающая в себя человека, отношения между людьми и технику, технологию. Главным, решающим является человек, который сознательно, целенаправленно осуществляет воздействие на объект управления. Поэтому управляющий центр в виде специального органа или руководителя здесь представляет собой субъект управления. А само управление - специфический вид деятельности, заключающийся в воздействии субъекта управления на его объект.

В то же время управление - особый вид общественных отношений. Можно вести речь об управленческих отношениях, которые означают взаимодействие субъекта и объекта управления, подчинение второго первому. Обладая относительной самостоятельностью, управленческие отношения определяются характером экономических, социальных, политических и духовных отношений.

Процесс управления, создание и развитие его системы в обществе определяются прежде всего потребностями личности, социальных групп, общества, их интересами. Исходя из этого формулируются цели управления. Поэтому логика управления в обществе, его алгоритм выглядят следующим образом: потребности - интересы - цели управления - его задачи - его функции - его структура. Задачи управления обусловливают средства управления (в том числе методы).

Управление в обществе не может быть безвластным. Оно является функцией власти, которая, по выражению философа и логика Бертрана Расселя, существует везде в обществе так же, как сохранение и превращение энергии в природе. Власть - это отношение подчинения одних другим, это волевое отношение, включающее принуждение, убеждение, авторитет. Она может осуществляться как функционирование всех трех этих элементов, или двух из них, или одного.

Управление в обществе имеет находящиеся во взаимодействии две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона управления - это все те природные и социальные условия, определенная ситуация, которые существуют в настоящее время независимо от сознания субъекта управления и его деятельности. Что же касается субъективной стороны управления, то это - отражение, воспроизведение субъектом управления объект/изной стороны управления, его сознательная, волевая деятельность, направленная на использование и изменение объективных условий для достижения поставленной цели.

Управление в обществе выступает как единство его различных аспектов: познавательного, экономического, социального, политического, идеологического, психологического, организационного, правового, административного, нравственного, эстетического. Отсюда следует, что процесс управления начинается с познания объекта, законов его поведения и воздействия на него, что дает возможность прогнозировать и на основе этого принимать и реализовывать решение.

Каждый из названных выше аспектов управления находит свое выражение в определенном виде управляющего воздействия (например, экономическое воздействие, психологическое воздействие) и соответствующих ему методах управления (например, экономические методы управления, психологические методы управления).

Если в живых и технических системах в рамках управления существует регулирование как сохранение их организации, упорядоченности, антиэнтропийности, адаптированности к внешней среде, то при управлении в обществе, кроме такого вида регулирования, имеется еще регулирование другого рода, по существу, регулирование самого управления. В обществе существуют регуляторы, находящиеся за рамками управления, как бы очерчивающие их, объективно определяющие пространство, поле самого управления. Этими регуляторами являются объективные законы природы и общества Сюда можно отнести законы рынка, в том числе закон спроса -предложения, демографические процессы, уже сложившиеся при вступлении в активную деятельность каждого нового поколения нормы жизни общества: экономические, социальные, политические, правовые, духовные, нравственные, эстетические.

Как показывает опыт человечества, управление в обществе может быть оптимальным, то есть наилучшим и эффективным, то есть результативным, тогда, когда оно не является всеохватывающим, основывается на названных выше регуляторах, а процесс их изменения должен быть тщательно продуман и осуществляться постепенно, осторожно, с учетом их устойчивости.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование свойств темперамента студентов
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. В данном случае взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений является с ...

Критический анализ психологических воззрений Спинозы
Спиноза был представителем рационалистического подхода в европейской философии. Не отвергая роль опытного знания, он причислял его к области мнения, говорил о его субъективности, обманчивости, ошибочности. В чувственном опыте знания о предмете смешаны с тем, что привносит от себя субъект, поэтому трудно достичь точности и объективности ...

Нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации
Подавляющее большинство активно стремится в школу. В глазах ребенка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребенок осознает, что он уже стал достаточно большим и должен учиться. Дети нетерпеливо ждут начала занятий. Их вопросы, разговоры все активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им на ...