Информация » Теоретические проблемы психологии управления » Методология психологии управления

Методология психологии управления
Страница 2

Прежде всего, кибернетика дает нам в качестве краеугольного камня понимания управления, в том числе и человеческих отношений в его сфере, общую методологическую схему.

Управляющий центр, объект управления, информационные каналы прямой и обратной связи образуют относительно замкнутый контур. Все, что находится в нем, составляет его внутреннюю среду, а за его пределами - внешнюю среду (природные и социальные условия, в том числе и суперсистема). Если рассматривать все элементы, находящиеся в замкнутом контуре, в их статике, то мы имеем систему управления. Если же их видеть в динамике, то это будет процесс управления. Система, находящаяся в изменении, развитии, является динамической системой.

Кибернетика помогает нам понять, в чем специфика управления. Во всех системах управления имеются две принципиально различные, но взаимодействующие, взаимопроникающие группы связей, отношений.

Прежде всего, имеются связи, отношения между элементами объектов управления, а также между объектами и элементами внешней среды. Эти связи, отношения характеризуют поведение объекта, его взаимоотношения с внешней средой и в силу этого лежат в основе управления, определяют его цели.

Кроме связей, отношений поведения объекта управления существует и другая чрезвычайно важная группа связей, отношений - между управляющим центром, с одной стороны, и объектом управления и элементами внешней среды, с другой стороны, а также между элементами органа управления. Это - связи, отношения воздействия управляющего центра на объект управления. Именно эта группа связей, отношений выражает специфику самого управления.

Будучи в определенной мере конкретизацией общей теории систем и информатики применительно к области управления, кибернетика дает нам возможность рассматривать самоуправление как совершаемый циклически процесс поступления, переработки и выдачи информации, процесс подготовки, принятия, доведения до объекта управления решения и организации его реализации. По существу, управление - это выработка и реализация решения, которое является ядром управления. В информационном плане управление направлено на понижение или сохранение энтропии (недостатка информации) в системе и тем самым на сохранение ее организованности.

Не менее важен для решения психологических проблем управления сформулированный в кибернетике закон обратной связи, требующий осуществлять управляющее воздействие, принятие решений на основе получаемой информации обратной связи - информации о состоянии, поведении объекта управления и его взаимодействии с внешней средой. Использование этого закона в управлении имеет большое социальное и психологическое значение. Если он не действует, то мы имеет имитацию управления.

С позиции кибернетики раскрывается логика процесса управления, строится его алгоритм. Процесс управления предстает как определенная структурно-логическая цепочка: цель управления - задачи управления - функции управления - структура управления. Задачи управления обусловливают средства (в том числе методы) управления, образующие вместе с функциями и структурой механизм управления, который входит во внутреннюю среду системы управления.

Отсюда видно, что процесс управления, создание и совершенствование систем управления с точки зрения кибернетики начинаются с формирования цели и задач управления. Исходя из этого определяются функции, а затем структура управления, разрабатываются методы управления.

Таким образом, с позиции кибернетики управление - это воздействие, осуществляемое в системе с обратной связью одним из ее элементов (управляющим центром) на другой ее элемент (объект управления) как информационный процесс с целью изменения системы управления, либо изменения внешней среды, либо уравновешивания системы управления с внешней средой.

Кибернетика вооружает нас знанием скелета управления. Но чтобы облечь его плотью и кровью, понять роль сознательной целенаправленной деятельности в управлении, надо рассмотреть его особенности в обществе, в области человеческих отношений.

Особенности управления в обществе рассматриваются теорией управления обществом (теорией социального управления), изучающей общие законы управления в общественной жизни, социологией управления, исследующей взаимодействие управления с экономикой, социальной сферой, политикой, наукой, культурой, идеологией, психологией, а также отраслевыми управленческими теориями, занимающимися управлением в различных сферах общества

Страницы: 1 2 3 4


Недостаточная организованность и ответственность ребенка; неумение общаться, адекватно вести себя
Основные нормы человеческого общения, правила поведения усваиваются детьми до школы. Тогда же у большинства из них складываются и предпосылки такого важного социального качества, как ответственность. У психологически не готовых к школе детей своевременного формирования соответствующих качеств и умений не произошло. Их поведение характер ...

Особенности межличностной коммуникации
Межличностная коммуникация – это процесс обмена информацией, который приводит к развитию и изменению последней в общем информационном поле, создаваемом партнерам по общению. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различны ...

Всемирный день Индиго
29 января 2005 года объявлено Всемирным днём индиго. В этот день по всему земному шару впервые будет показан новый художественный фильм "ИНДИГО" (США), пройдут встречи, посвящённые детям индиго, и молитвы-медитации в поддержку этих детей. Дети-индиго говорят, что им нужна помощь и поддержка. Поэтому в этот день участники встр ...