Теория психологии управления
Страница 1

Психологический аспект управления включает в себя три момента. Первый - психологическое состояние объекта управления с точки зрения его способности воспринимать управляющее воздействие, в качестве которого выступают общество, его определенная сфера, социальная группа, коллектив. Второй - психологическое состояние субъекта управления, которым является орган управления, руководитель, лидер. Третий - психологические связи, отношения между субъектом и объектом управления, психологическое воздействие субъекта на объект, активность субъекта

Психологический аспект управления находит свое выражение в таких моментах, как 1) влияние психологического фактора на сферу управления, 2) состояние управленческого сознания общества, 3) использование психологических способов управляющего воздействия.

1.Влияние психологического фактора на сферу управления - это влияние на нее мыслей, чувств, эмоций, мотивов, установок, ожиданий, настроений общества, социальных групп. Эффективность управления во многом зависит от того, в какой мере учитывается психологический фактор.

Характер общения органов управления, руководителей с теми, кем они управляют, определяется настроениями последних, их отношением к управляющим.

Отражением существующих в обществе управленческих отношений является его управленческое сознание, включающее в себя управленческую идеологию, то есть систему идей, взглядов, теории, и управленческую психологию, то есть совокупность или систему (в зависимости от степени ее развития) мыслей, чувств, эмоций, установок, мотивов, ожиданий, настроений по отношению к существующим управлению, управленческим отношениям.

Состояние управленческого сознания, в том числе управленческой психологии, зависит от того, в каком обществе существуют данные управленческие отношения: в демократическом или тоталитарном.

Психологические способы управляющего воздействия - это эмпатия и толерантность, сочетаемые с требовательностью, побуждение (мотивация), убеждение, внушение, поддержание внимания, его избирательности и устойчивости (или переключения), опора на лидеров, влияние авторитета органа управления (руководителя), способность привлекать к себе. Важно использовать весь арсенал психологических способов, акцентируя внимание на тех из них, которые соответствуют особенностям объекта управления и сложившейся ситуации.

Управленческое сознание, управленческая психология достигают наиболее высокого уровня развития в условиях гражданского общества и правового государства. Это - общество экономически и политически независимых людей, владеющих частной собственностью, объединенных в ассоциации, через которые осуществляется их определяющее влияние на государство путем участия в принятии решений и осуществления контроля за чиновниками. Это - государство, в котором защищаются права и свободы человека, господствует не власть должностного лица, а правовой закон. Поэтому здесь -установка на участие в управлении, чувство хозяина, заинтересованность в делах общества и государства, стремление иметь информацию, необходимую для принятия решений. Такой уровень управленческого сознания способствует гуманизации управления, достижения его высшей цели - права и свободы личности.

Страницы: 1 2 3


Выводы
1. Исследование показало, что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в педагогических коллективах является избегание и компромисс. При этом стиль избегание характерен для педагогического коллектива общеобразовательной школы, а стиль компромисс для педагогического коллектива ВУЗа, что объясняется более высокой профессио ...

Рабочая группа, как особый тип социальной группы
Прежде всего уточним, что же мы понимаем под термином «группа». Группой называются разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Группа характеризуется следующими основным ...

Теоретические основы становления общественной активности студентов в педагогическом вузе. Глоссарий
Базовые понятия, на которые опирается наша работа это понятия «активности» и «личности». Под активностью мы понимаем непрерывный процесс накопления и проявления потенциального в личности, обеспечивающего расширение и углубление ее связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой посредством социальных, педагогических, п ...