Теория психологии управления
Страница 2

Однако методология не может заменить теорию психологии управления, выступая по отношению к ней как нечто внешнее, включаемое в нее тогда, когда это требуется, она дает определенное направление, подход.

Психологическим аспектом управления занимается специальная наука - психология управления. Она вызвана к жизни общественной потребностью превращения управления не только в искусство, но и в науку, выдвижения на первый план в сфере управления человеческих отношений. Психология управления входит в систему психологического знания и в систему управленческого знания, находится на их стыке. Она изучает психологические связи, отношения между субъектом и объектом управления, психологическое воздействие первого на второй, психологические характеристики субъекта управления. Это составляет предмет психологии управления как науки. Она учитывает действие общих законов управления, исследуемых кибернетикой, законов управления обществом, изучаемых теорией социального управления, психологических законов, формулируемых общей психологией и социальной психологией.

Предмет психологии управления, ее вхождение в два региона наук - психологических и управленческих, структура ее методологии определяют особенности ее понятийного аппарата. В ней используются понятия наук, образующих ее методологию. Но психология управления имеет и свои специфические понятия. К ним относятся, например, понятия типа руководителя, стиля управления, лидерства, психологических способов управления, психологической управляемости. Однако и некоторые из них, как мы видим, функционируют на базе понятий других наук: управленческих и психологических. А это требует знания и учета специфики этих наук

Специфика психологии управления заключается и в том круге проблем, которые она решает. В первую очередь это познание и прогнозирование психологического состояния объекта управления с точки зрения его управляемости. Для этого должны быть определены его критерии и параметры психологической управляемости, на которые мог бы воздействовать субъект управления.

Важнейшей проблемой является определение психологического состояния субъекта управления, его всесторонняя психологическая характеристика, определение психологических критериев управления. Сюда относятся типизация руководителей и стилей управления, психологические требования к руководителю, соотношение руководства и лидерства

Центральная проблема - это осуществление психологического воздействия субъекта на объект управления. Это - психология принятия решения и организации его выполнения. Это управленческое общение, связанное с информацией прямой и обратной связи. Это - психологические аспекты функционирования и структурирования системы управления, логической цепочки процесса управления: потребности - интересы - цели - задачи - функция - структура; потребности - интересы - цели - задачи -методы. Это - место и роль руководителя в предотвращении и разрешении конфликтов. Наконец, это - разработки психологических методов управления, сочетаемых с философскими методами, с системным, информационным, кибернетическим, социологическим подходами, методами общей и социальной психологии.

Страницы: 1 2 3


Факторы, влияющие на формирование имиджа.
Имидж служит своего рада камуфляжем, создающий у людей то впечатление, в котором нуждается его носитель, и является одной из цели самопрезентации. Для успеха имиджа необходимо учитывать: -его яркость, привлекательность; -узнаваемость; -его соответствие ожиданиям социальной среды (вкусы, надежды, традиции и т.п.). В наше время – вре ...

Метод факторного анализа ценностных ориентации
Каждый человек, принадлежащий какому-либо определенно­му обществу, в той или иной степени ориентируется на весь на­бор ценностей, которым оно характеризуется. Очевидно, все при­надлежащие к одной социокультурной среде обладают одними и теми же ценностями, хотя их значимость в индивидуальной иерархии может быть различной. Как уже отмечал ...

Теория развития высших психических функций и культурно-историческая психология как наука XXI века: перспективы развития
В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце 20-х - начале 30-х гг., им широко использовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполне естественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовал коллектив детей, соответствовала группа, состоящая из д ...