Проведенный анализ литературы показал, что переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и многообразно обусловленной деятельности, в отличие от рассеяния и блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту не способного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае, очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов. Легкость переключения у разных людей (независимо от пола) различна: один с легкой переключаемостью - легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.
Исследований, прямо посвященных половым различиям по вниманию, очень мало. По результатам исследования определена способность переключения внимания у мужчин и женщин. Женщины - испытуемые быстро переключаются с одной работы на другую, но менее точны чем мужчины – испытуемые. При этом все испытуемые энергичны и работоспособны. Из этого следует, что гипотеза подтвердилась, задачи выполнены. Нет хороших или плохих мужчин и женщин, более целесообразно учитывать свойства конкретной личности при организации деятельности.
Переключаемость внимания принадлежит к числу свойств, допускающих значительное развитие в результате упражнения.
Приложение 1
Методика «Таблицы Шульте»
Цель:
Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.
Описание теста:
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция к тесту:
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
С помощью этого теста можно вычислить такие показатели.
эффективность работы (ЭР),
степень врабатываемости (ВР),
психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5, где Тi - время работы с i-той таблицей.
Оценка ЭР (в секундах) производится с помощью таблицы.
|
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
|
30 и меньше |
31-35 |
36-45 |
46-55 |
56 и больше |
Основные выводы
1. Автократичный стиль руководства (особенно - благосклонный) более эффективен, так как подкрепляет единоличную власть и увеличивает его возможность влиять на подчиненных для достижения определенных целей.
2. Сосредоточение на работе дает максимальную производительность, так как производственные параметры изменить можно, человеческую ...
Современное состояние изучения психологии конфликта.
Понятие конфликта.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление доказать свою правоту, обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возмо ...
Анализ степени выраженности различных видов лжи у юношей и девушек в
межличностном общении
При решении данной задачи использовались результаты опросника «Виды лжи», которые представлены в таблицах (См. Приложение 3).
Для определения степени выраженности видов искажения информации о себе у курсантов в межличностном общении нами вычислялись суммарные показатели величины каждого вида. Полученные данные отражены в Таблице 1, в к ...


