Информация » Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца » Изменения самооценки при различных заболеваниях

Изменения самооценки при различных заболеваниях
Страница 1

Вопрос о характере изменения самооценки при различных недугах исследован в настоящий момент недостаточно полно. Так как, психологи, в основном, занимаются психологическими проблемами человека, а не его психическими или соматическими недугами. И, тем не менее, даже имеющаяся по этому вопросу литература позволяет делать некоторые выводы об изменении самооценки при различных заболеваниях, в том числе и соматических. Несомненно, психика, личность человека как бы подстраивается под развивающееся заболевание, иногда, помогая преодолеть его, иногда компенсируя, иногда маскируя.

Автор «Я»-теории К. Роджерс, чрезвычайно большое значение предававший конгруэнтности проявлений человека, и считавший большинство психиатрических симптомов признаками неконгруэнтности, отмечал, что слишком большой разрыв между реальным «Я» человека и его идеальным «Я» одновременно показывает и влечет за собой неадекватность в поведении, напряженность и негативность эмоционального фона, появление множества жизненных проблем, социальной дезадаптации, и, в конечном итоге, невозможность развиваться и осуществлять мотив самоактуализации. «В теории Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое – степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен» [К. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. – Электрон. Ресурс: www.ihtik.lib.ru, Глава 7]. Работая с психически больными, К. Роджерс обнаружил, что у больных неврозом, по сравнению со здоровыми личностями, снижено самоуважение и самопринятие, имеет место существенный разрыв между идеальным «Я» и реальным «Я». Однако, при сравнении здоровых личностей и личностей, больных психозами, такого снижения не наблюдалось. Невозможно было опираться на данные о самооценке, измеренной подобным образом и при изучении шизофрений.

Г. Н. Носачев и В. С. Баранов, являясь медиками, вслед за психологами утверждают, что составной частью самосознания является самооценка - способность соотносить возможности личности (здоровой или больной) с реальностью восприятия личности собой или другими людьми. С помощью патопсихологических исследований в сочетании с клинико- психопатологическим методом они выделили следующие варианты изменения самооценки:

- Пониженная самооценка заключается в равномерном снижении всех параметров психических свойств личности и частично или полностью и физических свойств «Я», в том числе с различных ролевых позиций и «образа Я»;

- Повышенная самооценка проявляется в равномерном завышении всех психических и физических параметров личности;

- Диссоциированная самооценка выражается в завышении одних параметров психических свойств личности и занижении других, проявляющихся в противоречии клинико-психопатологической картины психоза;

- Парадоксальная самооценка представлена противоречиями всех параметров по близким психическим и физическим свойствам личности;

- «Мозаичная» оценка характеризуется относительно адекватным повышением или понижением одних параметров и противоречивым отражением других;

- В «продуктивной» самооценке оценка психических и физических свойств личности и «образа Я» во многом зависит от содержания бреда, галлюцинаций, явлений психического автоматизма и онейроидных включений;

- Тотальное нарушение самооценки - полное нарушение осознания различных параметров своего физического и психического «Я».

Изменения самооценки подразделены на конституциональные и нажитые, лабильные и стабильные.

«При эндогенных психозах (аффективные нарушения) нажитые изменения самооценки проявляются в виде понижения в случае депрессии и повышения - при маниакальном состоянии; самооценка на невротическом уровне - нередко диссоциированная; при бредовых синдромах, с одной стороны, «продуктивная», с другой - диссоциированная, с третьей - определяется аффективными включениями; при кататоно-гебефренических синдромах - диссоциированная и парадоксальная самооценка. При эндогенных психозах, сопровождаемых негативной симптоматикой, при субъективном и объективном изменении «Я» наблюдается нажитое снижение самооценки; диссоциированная самооценка в сочетании со снижением появляется в стадии шизоидизации личности; стабильное тотальное нарушение самооценки идет при регрессе личности». [Г.Н. Носачев, B.C. Баранов. Значение нарушений самосознания при эндогенных психозах для реабилитационных мероприятиий // Неврологический вестник, Т. XXVI, вып. 3-4, 1994, c.24-28].

Страницы: 1 2 3


Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Характеристика детей с аффективным поведением
« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как: - длительное пребывание в детском саду. - наметившийся кризис семьи. - избыток родительског ...

Выводы
1. По данным экспериментального исследования мы можем говорить о наличии незначительных агрессивных проявлений у детей 6–7 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 2. Среди различных форм проявления агрессии у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата преобладают также формы, как вербальная и физическая агрессия, так и ...

Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15]. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...