Информация » Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца » Изменения самооценки при различных заболеваниях

Изменения самооценки при различных заболеваниях
Страница 1

Вопрос о характере изменения самооценки при различных недугах исследован в настоящий момент недостаточно полно. Так как, психологи, в основном, занимаются психологическими проблемами человека, а не его психическими или соматическими недугами. И, тем не менее, даже имеющаяся по этому вопросу литература позволяет делать некоторые выводы об изменении самооценки при различных заболеваниях, в том числе и соматических. Несомненно, психика, личность человека как бы подстраивается под развивающееся заболевание, иногда, помогая преодолеть его, иногда компенсируя, иногда маскируя.

Автор «Я»-теории К. Роджерс, чрезвычайно большое значение предававший конгруэнтности проявлений человека, и считавший большинство психиатрических симптомов признаками неконгруэнтности, отмечал, что слишком большой разрыв между реальным «Я» человека и его идеальным «Я» одновременно показывает и влечет за собой неадекватность в поведении, напряженность и негативность эмоционального фона, появление множества жизненных проблем, социальной дезадаптации, и, в конечном итоге, невозможность развиваться и осуществлять мотив самоактуализации. «В теории Роджерса подразумеваются два проявления конгруэнтности-неконгруэнтности. Одно из них – конгруэнтность или ее отсутствие между субъективной реальностью (феноменальным полем) и внешней реальностью (миром как он есть). Другое – степень соответствия между Я и идеальным Я. Если расхождение между Я и идеальным Я значительны, человек неудовлетворен и плохо приспособлен» [К. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. – Электрон. Ресурс: www.ihtik.lib.ru, Глава 7]. Работая с психически больными, К. Роджерс обнаружил, что у больных неврозом, по сравнению со здоровыми личностями, снижено самоуважение и самопринятие, имеет место существенный разрыв между идеальным «Я» и реальным «Я». Однако, при сравнении здоровых личностей и личностей, больных психозами, такого снижения не наблюдалось. Невозможно было опираться на данные о самооценке, измеренной подобным образом и при изучении шизофрений.

Г. Н. Носачев и В. С. Баранов, являясь медиками, вслед за психологами утверждают, что составной частью самосознания является самооценка - способность соотносить возможности личности (здоровой или больной) с реальностью восприятия личности собой или другими людьми. С помощью патопсихологических исследований в сочетании с клинико- психопатологическим методом они выделили следующие варианты изменения самооценки:

- Пониженная самооценка заключается в равномерном снижении всех параметров психических свойств личности и частично или полностью и физических свойств «Я», в том числе с различных ролевых позиций и «образа Я»;

- Повышенная самооценка проявляется в равномерном завышении всех психических и физических параметров личности;

- Диссоциированная самооценка выражается в завышении одних параметров психических свойств личности и занижении других, проявляющихся в противоречии клинико-психопатологической картины психоза;

- Парадоксальная самооценка представлена противоречиями всех параметров по близким психическим и физическим свойствам личности;

- «Мозаичная» оценка характеризуется относительно адекватным повышением или понижением одних параметров и противоречивым отражением других;

- В «продуктивной» самооценке оценка психических и физических свойств личности и «образа Я» во многом зависит от содержания бреда, галлюцинаций, явлений психического автоматизма и онейроидных включений;

- Тотальное нарушение самооценки - полное нарушение осознания различных параметров своего физического и психического «Я».

Изменения самооценки подразделены на конституциональные и нажитые, лабильные и стабильные.

«При эндогенных психозах (аффективные нарушения) нажитые изменения самооценки проявляются в виде понижения в случае депрессии и повышения - при маниакальном состоянии; самооценка на невротическом уровне - нередко диссоциированная; при бредовых синдромах, с одной стороны, «продуктивная», с другой - диссоциированная, с третьей - определяется аффективными включениями; при кататоно-гебефренических синдромах - диссоциированная и парадоксальная самооценка. При эндогенных психозах, сопровождаемых негативной симптоматикой, при субъективном и объективном изменении «Я» наблюдается нажитое снижение самооценки; диссоциированная самооценка в сочетании со снижением появляется в стадии шизоидизации личности; стабильное тотальное нарушение самооценки идет при регрессе личности». [Г.Н. Носачев, B.C. Баранов. Значение нарушений самосознания при эндогенных психозах для реабилитационных мероприятиий // Неврологический вестник, Т. XXVI, вып. 3-4, 1994, c.24-28].

Страницы: 1 2 3


Практическая часть. Организация исследования
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 9 «Б» класса СОШ №65, в количестве 22 человек (13 девочек и 9 мальчиков). Возраст ребят 15-16 лет. В целом класс можно назвать сильным. Неуспевающих нет, много хорошистов. Особенностью данного коллектива является то, что класс сборный, дети учатся вместе с пятого класса. Учащиеся ...

Факторы формирования социально-психологического климата в группе
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права прини ...

Технология работы социального педагога. Работа социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей».
Для того чтобы не упустить ребенка или помочь решить проблему «трудных детей» социальный педагог в результате совместных усилий с педагоги­ческим коллективом создает банк данных. В его основе материалы — полученные от клас­сных руководителей,, , медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.Эта система апробирована в СШ №11 .г.Майкопа. ...