Информация » Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца » Изменения самооценки при различных заболеваниях

Изменения самооценки при различных заболеваниях
Страница 2

Интересное исследование было осуществлено А.Ш. Тхостовым и Д.А. Степановичем о самооценке онкологических больных. [А.Ш. Тхостов., Д.А. Степанович. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. – Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru]. В качестве модели специфической мотивации была взята ситуация онкологического заболевания, которую принято считать стрессовой. Центральным психологическим механизмом личностных изменений выступает перестройка иерархии мотивов по типу переподчинения актуализирующемуся побудительному и смыслообразующему мотиву сохранения жизни. Реально действующие мотивы теряют свою побудительную силу, переходя в разряд целей в структуре главного, ведущего мотива сохранения жизни. Такое изменение мотивационной сферы больных ведет за собой нарушение познавательных процессов (памяти, внимания и др.) ввиду трудности создания актуальной мотивации. В еще большей степени нарушение мотивации проявляется в реальной жизни больного, в клинической картине личностных изменений, когда сужение круга актуальных мотивов приводит к аутичности, замкнутости, пассивности.

Учет всех этих обстоятельств позволил авторам воспользоваться ситуацией онкологического заболевания как естественно моделирующей смену иерархии мотивов. Изучение организации самооценки здоровых испытуемых и онкологических больных (в группах, уравненных по половозрастному и образовательному уровню) позволило проследить различия структур самооценки, в условиях смены реально действующих мотивов. Использовался модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо - Рубинштейн. Данное исследование с привлечением сложного статистического аппарата ясно показывает: «За изменением самооценки стоит смена реально действующих мотивов. Так, мотив сохранения здоровья, став главным побудительным и смыслообразующим в деятельности онкологических больных, выдвинул на первый план в иерархическом построении самооценки фактор «Здоровье и социальный оптимизм». Ситуация изменения мотивации и ценностей не является локальной: произошла переоценка прошлых событий и ценностей». [А.Ш. Тхостов., Д.А. Степанович. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. – Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru]

Исследование связи самооценки с депрессивным состоянием изложено в работе «Психологические методы исследования депрессивных состояний» [Психологические методы исследования депрессивных состояний. – Электр. Ресурс: www.examen.ru]. Задачей этого исследования являлось выявление признаков собственно депрессивного состояния, а также исследования нарушений познавательных и личностной сферы у больных с депрессивными расстройствами (гастроэнтерологических и кардиологических). Объектом исследования были больные, находившиеся на лечении в кардиологическом и гастроэнтерологическом отделениях городской больницы г.Ростова-на-Дону.

При помощи самооценочной шкалы В.Зунга депрессии различной степени выраженности выявлены у 66% кардиологических и у 53% гастроэнтерологических больных. Тест Люшера обнаружил наличие стрессового состояния у больных с выявленной депрессией: у кардиологических больных - в 80% случаев, у гастроэнтерологических больных - в 65% случаев. По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн было выявлено: у 73% кардиологических больных самооценка занижена, у 27% - завышена. Адекватный уровень самооценки не отмечен ни у одного кардиологического больного. Таким образом, депрессия и стресс, видимо, признак, высоко коррелирующий со снижением самооценки. Хотя данных о такой связи в настоящей статье и не приводится. Это косвенно подтверждает нашу мысль, изложенную в подглаве 1.1 о том, что самооценка во многом, организует эмоциональный мир человека, регулирует его, обеспечивает эмоциональную устойчивость личности.

Страницы: 1 2 3


Речевая деятельность младших школьников
В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, пл ...

Ортопедический режим групп с нарушением опорно-двигательного аппарата в детских учреждений
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего, самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формирован ...

Рекомендации по формированию ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности. По мнению большинства авторов, ценност ...