Информация » Особенности самооценки больных с ишемической болезнью сердца » Изменения самооценки при различных заболеваниях

Изменения самооценки при различных заболеваниях
Страница 2

Интересное исследование было осуществлено А.Ш. Тхостовым и Д.А. Степановичем о самооценке онкологических больных. [А.Ш. Тхостов., Д.А. Степанович. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. – Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru]. В качестве модели специфической мотивации была взята ситуация онкологического заболевания, которую принято считать стрессовой. Центральным психологическим механизмом личностных изменений выступает перестройка иерархии мотивов по типу переподчинения актуализирующемуся побудительному и смыслообразующему мотиву сохранения жизни. Реально действующие мотивы теряют свою побудительную силу, переходя в разряд целей в структуре главного, ведущего мотива сохранения жизни. Такое изменение мотивационной сферы больных ведет за собой нарушение познавательных процессов (памяти, внимания и др.) ввиду трудности создания актуальной мотивации. В еще большей степени нарушение мотивации проявляется в реальной жизни больного, в клинической картине личностных изменений, когда сужение круга актуальных мотивов приводит к аутичности, замкнутости, пассивности.

Учет всех этих обстоятельств позволил авторам воспользоваться ситуацией онкологического заболевания как естественно моделирующей смену иерархии мотивов. Изучение организации самооценки здоровых испытуемых и онкологических больных (в группах, уравненных по половозрастному и образовательному уровню) позволило проследить различия структур самооценки, в условиях смены реально действующих мотивов. Использовался модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо - Рубинштейн. Данное исследование с привлечением сложного статистического аппарата ясно показывает: «За изменением самооценки стоит смена реально действующих мотивов. Так, мотив сохранения здоровья, став главным побудительным и смыслообразующим в деятельности онкологических больных, выдвинул на первый план в иерархическом построении самооценки фактор «Здоровье и социальный оптимизм». Ситуация изменения мотивации и ценностей не является локальной: произошла переоценка прошлых событий и ценностей». [А.Ш. Тхостов., Д.А. Степанович. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки. – Электрон. Ресурс: www. voppsy.ru]

Исследование связи самооценки с депрессивным состоянием изложено в работе «Психологические методы исследования депрессивных состояний» [Психологические методы исследования депрессивных состояний. – Электр. Ресурс: www.examen.ru]. Задачей этого исследования являлось выявление признаков собственно депрессивного состояния, а также исследования нарушений познавательных и личностной сферы у больных с депрессивными расстройствами (гастроэнтерологических и кардиологических). Объектом исследования были больные, находившиеся на лечении в кардиологическом и гастроэнтерологическом отделениях городской больницы г.Ростова-на-Дону.

При помощи самооценочной шкалы В.Зунга депрессии различной степени выраженности выявлены у 66% кардиологических и у 53% гастроэнтерологических больных. Тест Люшера обнаружил наличие стрессового состояния у больных с выявленной депрессией: у кардиологических больных - в 80% случаев, у гастроэнтерологических больных - в 65% случаев. По методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн было выявлено: у 73% кардиологических больных самооценка занижена, у 27% - завышена. Адекватный уровень самооценки не отмечен ни у одного кардиологического больного. Таким образом, депрессия и стресс, видимо, признак, высоко коррелирующий со снижением самооценки. Хотя данных о такой связи в настоящей статье и не приводится. Это косвенно подтверждает нашу мысль, изложенную в подглаве 1.1 о том, что самооценка во многом, организует эмоциональный мир человека, регулирует его, обеспечивает эмоциональную устойчивость личности.

Страницы: 1 2 3


Возникновение, формирование и протекание мышления. Психологическая природа мыслительного процесса
Мыслительный процесс по своему внутреннему строению является действием или актом деятельности. Направлен он на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Реальный мыслительный акт субъекта исходит из различных мотивов. Моментом нача ...

Характер преступлений среди несовершеннолетних. Не соотнесение подростками групповой и индивидуальной ответственности за свои поступки.
С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 год она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год было выявлено общее число лиц совершивших преступления 1372161. Анализ воз ...

Отличие обучения от образования
Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения. Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учеб ...