Как видно из таблицы, неадекватной завышенной самооценкой обладают 6 человек из нашей выборки (26,1%), адекватной с тенденцией к завышению - 6 человек (26,1%), неадекватной заниженной – 6 человек (26,1%), не удалось установить адекватность самооценки (недифференцированность представлений о себе, спутанность) – 5 человек (21,8%).
Для того, чтобы наглядно представить себе, как адекватность самооценки связана с формой заболевания, мы вывели данные в следующую таблицу.
Таблица 2.2
|
самооценка |
Формы заболевания |
Кол-во |
% в подвыборке |
|
Неадекватная заниженная |
Инфаркт |
1 |
16,7 |
|
Сердечная недостаточность |
5 |
83,3 | |
|
стенокардия |
0 |
0 | |
|
Недифференцированность «Я»-идеального и «Я»-реальносго, спутанность представлений о себе |
Инфаркт |
4 |
80 |
|
Сердечная недостаточность |
1 |
20 | |
|
стенокардия |
0 |
0 | |
|
Адекватная с тенденцией к завышению |
Инфаркт |
0 |
0 |
|
Сердечная недостаточность |
0 |
0 | |
|
стенокардия |
6 |
100 | |
|
Неадекватная завышенная |
Инфаркт |
2 |
33,3 |
|
Сердечная недостаточность |
0 |
0 | |
|
стенокардия |
4 |
66,7 |
При внимательном изучении Таблицы 2.2 можно обнаружить несомненную зависимость формы коронарного заболевания и адекватности самооценки. Например, 80% спутанных представлений о себе имеют люди, перенесшие инфаркт, и только 20% с сердечной недостаточностью. Адекватная самооценка сохраняется при стенокардии, видимо, чаще, чем при более тяжелых формах заболевания. Неадекватная завышенная самооценка чаще встречается при стенокардии и после инфаркта, и совсем не встречается (в нашей выборке) при сердечной недостаточности. Неадекватная заниженная самооценка чаще всего встречается при сердечной недостаточности, чем при прочих формах ишемического заболевания.
Таким образом, по результатам всего вышеизложенного в данной работе, можно сделать следующие выводы:
1) Самооценка есть составляющая «Я»-концепции, и представляет собой внутреннюю оценку человеком собственной личности в различных сферах деятельности;
2) Самооценка относится к ядру личности и выполняет функцию регуляции деятельности и общения;
3) При неадекватной самооценке (заниженной или завышенной) деятельность и общение личности проходит с затруднениями или вообще не может состояться;
4) Самооценка изменяется при различных достаточно тяжелых заболеваниях: психических, гастроэнтерологических, онкологических, коронарных и т.д.
5) Изменения самооценки вызваны перестройкой мотивационно-ценностной системы личности в связи с длительным заболеванием, а также в связи с пребыванием в стационаре;
6) При ишемической болезни сердца происходит «вымывание» интервала, включающего лиц с адекватной самооценкой и «пополнение» интервалов, включающих лиц с неадекватной самооценкой;
7) Полным нарушением самооценки страдают лица, недавно перенесшие инфаркт. Их представления о себе характеризуются недифференцированностью, спутанностью;
8) Наиболее часто сохраняют адекватную самооценку лица со стенокардией.
Самооценка и уровень притязаний как предмет психологических исследований в
западной психологии.
В западной психологии к изучению самооценки обращали взоры многие ученые. По классической концепции У.Джемса(1890) представление об актуализации идеального-Я положено в основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.
успех
Самооценка= ----------------------- ...
Личность отца в детско-родительских отношениях
Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка (Евсеенкова Ю.В., 2003), во втором – рассматривается выполнение родительской роли через призму личности ...
Особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте как
психолого-педагогическая проблема
Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющ ...


