В результате проведенного нами исследования было установлено, что действительно имеет место зависимость адекватности самооценки от формы ишемического заболевания сердца. В данном исследовании выяснилось, что перенесенный инфаркт, по-видимому, сильно «спутывает» представления личности о себе самой, до такой степени, что установить, как личность оценивает саму себя, становится затруднительно. Больные с сердечной недостаточностью имеют тенденцию к снижению самооценки, в то время как больные со стенокардией – тенденцию к завышению. Наибольшее число больных с адекватной самооценкой в группе со стенокардической формой заболевания.
Если учитывать тот факт, что самооценка является эмоционально окрашенным отношением к себе, то можно говорить о том, что у больных ишемическим заболеванием должен изменяться эмоциональный фон жизни, изменяться отношение к себе в деятельности. Больные с заниженной самооценкой (в этой группе больше всего больных с сердечной недостаточностью), по большому счету не принимают себя. Больные с неадекватно завышенной самооценкой (таковых большинство в группе со стенокардией), по-видимому, таким образом, в психологическом смысле компенсируют болезнь. Самооценка может выступать психологическим показателем ограниченности возможностей. Очевидно, что больные с неадекватной самооценкой, вызванной болезнью, не способны эффективно выполнять важнейшие виды деятельности, в частности, профессиональную.
В дальнейшем мы планируем исследовать содержательную сторону самооценки в различных сферах жизни больных с ишемической болезнью сердца. Интерес представляют сферы «Здоровье», «Семейная жизнь», «Работа», «Любовь окружающих», «Счастье». В качестве продолжения настоящей работы планируется сбор данных при помощи опросников и бесед.
Методики для исследования
1. Методика «Таблицы Шульте». (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф.1998)
Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и утомляемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым. Испытуемым предлагается показать числа от 1 до 25, называя их вслух на время.
Методика проведения эксперимента «Таблицы Шульте»: ...
Формирующий эксперимент
Рабочая гипотеза: Если систематически проводить с ребенком работу, то можно помочь ему частично выйти из аффективного состояния, изменить поведение ребенка в коллективе сверстников.»
Цель: используя коррекционную методику вывода детей из аффективного состояния детского психолога Е.Е. Кравцовой, облегчить пребывание ребенка в коллективе ...
Современные взгляды на этиологию и патогенез детского аутизма.
Теории психогенеза
Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в д ...


