Заключение

В результате проведенного нами исследования было установлено, что действительно имеет место зависимость адекватности самооценки от формы ишемического заболевания сердца. В данном исследовании выяснилось, что перенесенный инфаркт, по-видимому, сильно «спутывает» представления личности о себе самой, до такой степени, что установить, как личность оценивает саму себя, становится затруднительно. Больные с сердечной недостаточностью имеют тенденцию к снижению самооценки, в то время как больные со стенокардией – тенденцию к завышению. Наибольшее число больных с адекватной самооценкой в группе со стенокардической формой заболевания.

Если учитывать тот факт, что самооценка является эмоционально окрашенным отношением к себе, то можно говорить о том, что у больных ишемическим заболеванием должен изменяться эмоциональный фон жизни, изменяться отношение к себе в деятельности. Больные с заниженной самооценкой (в этой группе больше всего больных с сердечной недостаточностью), по большому счету не принимают себя. Больные с неадекватно завышенной самооценкой (таковых большинство в группе со стенокардией), по-видимому, таким образом, в психологическом смысле компенсируют болезнь. Самооценка может выступать психологическим показателем ограниченности возможностей. Очевидно, что больные с неадекватной самооценкой, вызванной болезнью, не способны эффективно выполнять важнейшие виды деятельности, в частности, профессиональную.

В дальнейшем мы планируем исследовать содержательную сторону самооценки в различных сферах жизни больных с ишемической болезнью сердца. Интерес представляют сферы «Здоровье», «Семейная жизнь», «Работа», «Любовь окружающих», «Счастье». В качестве продолжения настоящей работы планируется сбор данных при помощи опросников и бесед.


Ввeдeниe
Нaучнoe пoзнaниe в рaзличныe эпoхи пo-рaзнoму пeрeживaлo cвoи критичecкиe cocтoяния. Кризиc кoнцa XIX в. явилcя прeждe вceгo кризиcoм притязaний нaуки нa вceзнaйcтвo, кризиcoм вoзмoжнocти пoлнoгo пoзнaния тoгo или инoгo фрaгмeнтa дeйcтвитeльнocти. Oднaкo нoвыe oткрытия имeннo в тo врeмя ниcкoлькo нe oтрeзaли, a нaoбoрoт, oткрыли иccлeдo ...

Использование факторного анализа в целях исследования ценностных ориентаций
В нашем исследовании в результате факторного анализа выделилось тринадцать факторов, которые в общей сложности объясняли 61,20% дисперсии. Однако при этом большинство факторов имело незначительный вес и с трудом поддавалось четкой интерпретации. Для содержательного анализа нами было выбрано три основных фактора с весом соответственно 9, ...

Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности и социокультурной толерантность, тем выше эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя. Рис. 6.1. Взаимосвязь параметров коммуникативной интолерант ...