С целью определения уровня тревожности личности нами была использована методика разработанная Ч.Д.Спилбергером и адаптирована Ю.Л.Ханиным.
Результаты нашего исследования представлены в таблице №1.
Процентное соотношение данных по ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ).
Таблица №1.
Оценка тревожности |
Уровень В % | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Личностная |
60 |
30 |
10 |
Ситуативная |
50 |
30 |
20 |
Из полученных данных (Таблица №1) видно, что у большинства испытуемых высокий уровень личностной тревожности (60%). Эти дети склонны воспринимать угрозу в очень широком диапазоне ситуаций, каждая из которых будет обладать стрессовым воздействием на ребенка и вызывать у него выраженную тревогу.
У 30% детей выявлен средний уровень личностной тревожности, а у 10% - низкий. Это говорит о том, что такие дети не воспринимают каждую жизненную ситуацию как угрожающую для себя, их не пугают возможные трудности.
У половины, из числа испытуемых детей (50%), выявлен высокий уровень ситуативной тревожности. Для таких детей характерны субъективные переживания, при попадании в стрессовую ситуацию. Они могут испытывать эмоциональное напряжение, беспокойство, озабоченность.
У 30% детей выявлен средний уровень ситуативной тревожности, а у 20% - низкий. Для этих детей характерно спокойствие в стрессовых ситуациях, а так же чувство защищенности и внутреннего удовлетворения. Эти испытуемые дали положительные ответы на вопрос № 1 – я спокоен и на вопрос № 10 - Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения.
Таким образом, можно отметить, что у большинства детей наблюдается высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.
Оценка психических состояний по Айзенку.
Таблица №2.
шкалы |
Уровень в % | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Тревожности |
50 |
30 |
20 |
Фрустрации |
40 |
35 |
25 |
Агрессивности |
45 |
40 |
15 |
Ригидности |
50 |
30 |
20 |
Анализируя полученные данные, представленные в таблице № 2, мы видим, что при исследовании тревожности, по методике Айзенка, у половины испытуемых (50%) выявлен высокий уровень тревожности. Это выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, плохом сне, а так же в ожидании плохого со стороны окружающих.
У остальных испытуемых наблюдается средний и низкий уровень тревожности (30% и 20% соответственно). Эти показатели соответствуют норме.
При исследовании фрустрации нами были получены следующие результаты: у 40% из числа испытуемых выявлен высокий уровень фрустрации. Это говорит о том, что эти испытуемые в реальных или вымышленных ситуациях, в которых не может быть исполнено их намеренье или желание, испытывают чувство разочарования, раздражения или отчаянья. Такие дети чувствуют растерянность перед возникающими трудностями, у них снижена самооценка и развито стремление на избегание неудач.
Из данных, которые мы получили, исследуя агрессивность, видно, что 45% испытуемых показали высокий уровень агрессивности. Это говорит о том, у таких детей присутствует невыдержанность в общении, они легко раздражаются, вследствие чего могут возникать конфликтные ситуации с окружающими людьми.
Анализируя данные, полученные при исследовании ригидности, мы видим, что у половины детей(50%), из числа испытуемых, присутствует высокий уровень ригидности. Это говорит о том, что они тяжело переносят любые изменения в планах, могут быть излишне фиксированы на определенных объектах.
У 30% выявлен средний уровень ригидности, а у 20% - низкий. У таких детей отсутствует излишняя фиксация на объектах, они могут свободно менять свои планы и привычки.
Обобщая полученные данные можно сказать, что большинство детей показали высокий уровень тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности.
Определение психологического содержания педагогической толерантности
Психологический анализ проявления толерантности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельствует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя. Анализируя особенности толерантности учителя в педагогическом процессе, Ю.П. Поваренков определяет два вида толерантности педагога: социальная и психоло ...
Структура личности по 3.Фрейду
До создания фрейдовской теории психология в качестве объекта исследования имела лишь феномен сознания, что не давало возможности постичь скрытые мотивы поведения и особенностей человека, а следовательно и более глубинное изучение структуры личности, Фрейд встал перед необходимостью исследования природы психического, в том числе и тех п ...
Психологическая портрет страхового агента
Итак, мы подошли к личности страхового агента, т.е. человека заключающего контракты на оказания услуг страхования.
Каков психологический портрет успешного работника страховой компании, который выполняет свою работу на радость руководству и на зависть конкурентам? Для построения такого портрета я обращаюсь за помощью к профессиограмме о ...