Введение.

Актуальность исследования.

Период школьного обучения и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса.[1] Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется школьным периодом.

Суть истинного образования в умении учиться осознанно и с энтузиазмом. « Учение. Это же так просто. Мы учимся, как безумные… когда хотим учиться. И ни черта не выучиваем . неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально».[2]

В настоящее время в семьях горожан среднего класса у детей, как правило, нет материальных проблем и существуют все предпосылки для того чтобы хорошо учиться. Тем не менее мы наблюдаем, что дети зачастую совершенно не мотивированы на учебу и, вопреки ожиданиям родителей, не учатся с интересом, не учатся даже достаточно усердно. Или учатся по необходимости, чтобы не слишком раздражать родителей.

В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей

В разработке путей повышения эффективности образовательного процесса современная психолого-педагогическая наука ориентируется на субъект-субъектный подход. Главным условием реализации этого подхода является перевод ученика в позицию субъекта учебной деятельности на всех ее этапах. Это предполагает понимание и принятие учеником целей, задач и способов выполнения учебной деятельности как личностно значимых. Ведь школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Будет ли обучение успешным, зависит от множества факторов. Это и внутренняя позиция маленького школьника, и поддержка родителей, намерения и квалификация педагога, традиционная или развивающая программа, внедренная в школе - множество разных более или менее важных причин. Р.Бернс отмечал, что «мы можем объяснить особенностями Я-концепции максимум 25% вариаций успеваемости школьников»[3].

Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.

Объект исследования :

влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся.

Предмет исследования :

изменение самооценки и уровня притязаний и их влияние на обучение учащихся в разные возрастные периоды.

Основной целью данной работы является проследить корреляции самооценки и уровня притязаний учащихся, и влияние их на обучение учащихся в разные возрастные периоды.

Гипотеза :

самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают решающее влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся.

Задачи :

· провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследований и выделить взаимосвязь самооценки и уровня притязаний;

· проследить динамику самооценки и уровня притязаний в разные возрастные периоды;

· выявить оптимальные положительные сочетания самооценки и уровня притязаний для успешного обучения.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции общей и педагогической психологии, раскрывающие основные закономерности развития личности в условиях обучения и воспитания; представления о самооценке и ее роли в развитии личности. Источниками исследования являются положения и идеи, составляющие основы современной психологии:

• о сознании и самосознании (Р. Бернс, И.С. Кон, К. Роджерс, и др.); • о развитии личности (Р. Бернс, Л.И. Божович, Н.А.Менчинская и др.).


Состав, структура и динамика ценностных ориентации личности
Исследователи используют различные методики для изучения ценностных ориентаций молодежи. Социологи, как правило, проводят: анкетирование, углубленное интервью, используют метод фокус-групп. В психологических исследованиях применяются такие методики, как тест М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева – для изучения уровней структуры системы ...

Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема «трудных» детей
Главная беда родителей — это слабые педагогические знания, проявление антипедагогических установок, которые даже в бла­гополучной семье действуют отрицательно на детей. К таким уста­новкам относятся: переоценка истинных способностей, сил ребенка родителями и родственниками («Мой ребенок талантливее других!»); семейное воспитание строи ...

Основные уровни и виды мышления. Обзор и описание различных видов мышления, его уровни
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Различным может быть их познавательное значение. Неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения. И системы мыслительных операций, посредством которых ученый мож ...