Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.
Желание “натянуть” психологические особенности человека, его внутренннее состояние в данный момент и еще 15 параметров, в итоге влияющих на рисунок, на отношение к бренду и намерение покупки часто напоминает желание мачехи из сказки про Золушку натянуть хрустальную туфельку 35 размера на ногу своей дочери 41 размера.
Вот к каким выводам пришли психологи после исследований результатов рисуночных тестов.
Автор рисунка может двумя способами продемонстрировать, что данная деталь, или комбинация деталей, или способ их изображения (с точки зрения пропорций или использования пространства, по отдельности или в целом) имеет для него особое значение.
Позитивный способ:
· открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после рисования, во время комментирования нарисованного либо в последующей беседе;
· необычная последовательность изображения деталей рисунка {"нормальная" последовательность описана в тесте "Дом-Дерево-Человек";
· необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок при этом не улучшается), возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков (тест "Дом-Дерево-Человек") либо слишком большая трата времени на изображение деталей;
· необычная манера изображения деталей;
· непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка;
· комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов.
Негативный способ:
· незавершенные детали;
· пропуск одной или больше обязательной детали (см. тест "ДДЧ");
· уклончивый комментарий относительно рисунка или отказ от него.
Интерпретация значимых деталей и (или) способа их изображения поможет нам понять все желания, страхи, конфликты, стремления испытуемого.
Важно, чтобы испытуемый мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Наблюдения показали, что так называемое универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при определенных конфигурациях. То есть общепринятое значение полученных деталей или способа их изображения может почти полностью преобразиться благодаря тому уникальному смыслу, которым наделяет их испытуемый и который мог бы быть совершенно упущен, если бы у испытуемого не было возможности рассказать о нем.
Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, если учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка.
Интерпретация должна проводиться с большой осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем).
Теоретические подходы к проблеме агрессивности подростков из
неблагополучных семей. Психологические особенности
подросткового возраста
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловлен ...
Разработка П.Я. Гальпериным теории поэтапного формирования умственных
действий и понятий
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия.
П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой ...
Чувственная сфера человека в теории Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) - выдающийся голландский мыслитель-материалист XVII в. предложил иной материалистически - интерпретированный вариант рационалистического истолкования интуиции. Интуиция представляет собой высшее проявление рациональных способностей человека, основанное на свободе восприятия, при котором “вещь воспринимаетс ...


