Информация » Рисуночный тест-как метод психоанализа » Рисуночный тест – как метод психоанализа. Выделенная деталь рисунка

Рисуночный тест – как метод психоанализа. Выделенная деталь рисунка

Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены той строгости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов. Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидность рисуночных методик.

Желание “натянуть” психологические особенности человека, его внутренннее состояние в данный момент и еще 15 параметров, в итоге влияющих на рисунок, на отношение к бренду и намерение покупки часто напоминает желание мачехи из сказки про Золушку натянуть хрустальную туфельку 35 размера на ногу своей дочери 41 размера.

Вот к каким выводам пришли психологи после исследований результатов рисуночных тестов.

Автор рисунка может двумя способами продемонстрировать, что данная деталь, или комбинация деталей, или способ их изображения (с точки зрения пропорций или использования пространства, по отдельности или в целом) имеет для него особое значение.

Позитивный способ:

· открытое проявление эмоций непосредственно перед, во время или после рисования, во время комментирования нарисованного либо в последующей беседе;

· необычная последовательность изображения деталей рисунка {"нормальная" последовательность описана в тесте "Дом-Дерево-Человек";

· необычное отношение, проявляющееся в частом стирании ластиком (особенно если рисунок при этом не улучшается), возврат к нарисованному во время выполнения данного или последующих рисунков (тест "Дом-Дерево-Человек") либо слишком большая трата времени на изображение деталей;

· необычная манера изображения деталей;

· непроизвольное назойливое повторение при выполнении какого-то фрагмента рисунка;

· комментарии (спонтанные или выполненные по просьбе исследователя), касающиеся рисунка в целом или его отдельных фрагментов.

Негативный способ:

· незавершенные детали;

· пропуск одной или больше обязательной детали (см. тест "ДДЧ");

· уклончивый комментарий относительно рисунка или отказ от него.

Интерпретация значимых деталей и (или) способа их изображения поможет нам понять все желания, страхи, конфликты, стремления испытуемого.

Важно, чтобы испытуемый мог участвовать в интерпретации результатов его работы. Наблюдения показали, что так называемое универсальное и абсолютное значение тех или иных символов может радикально изменяться при определенных конфигурациях. То есть общепринятое значение полученных деталей или способа их изображения может почти полностью преобразиться благодаря тому уникальному смыслу, которым наделяет их испытуемый и который мог бы быть совершенно упущен, если бы у испытуемого не было возможности рассказать о нем.

Адекватная интерпретация отдельных фрагментов может быть сделана только в том случае, если учитывается их взаимосвязь с общей конфигурацией рисунка.

Интерпретация должна проводиться с большой осторожностью и в свете максимально полной информации об испытуемом и окружающей его обстановке (как в прошлом, так и в настоящем).


Страницы из психологического дневника наблюдений за Индиго. Игнат-«планерист»
На приём пришла женщина с сыном Игнатом 28 лет, по всем параметрам типичным Индиго. По внешнему виду приятен, крепкого телосложения, аккуратен, флегматичен. О цели визита говорила мать. Сын Игнат один в семье, отец военнослужащий, мать домохозяйка. Сын учился на третьем курсе Технологического института. Учился плохо, прогуливал, болел, ...

Методы исследования мышления
При психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики не привели к успеху и в данной области психологии. Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий ...

Понятие имиджмейкинга
В мире конкуренции (а политика реализуется только в поле выбора, мы выбираем одного депутата из нескольких альтернативных кандидатур) действующие лица заинтересованы выглядеть как можно лучше. Были проведены исследования, которые выявляли факторы, влияющие на создание имиджа: - то, насколько вы хорошо выполняете свою работу – 10% - им ...