Информация » Психологические основы педагогической саморегуляции » Практические советы по саморегуляции. Техники релаксации и специальные упражнения

Практические советы по саморегуляции. Техники релаксации и специальные упражнения
Страница 1

Насущными проблемами человека, живущего в цивилизованном мире, стали чрезмерная спешка, беспокойство и избыток поводов, на которые он вынужден реагировать. В этих условиях физические и психологические нагрузки приводят к перенапряжению. Оно имеет свойство быть протяженным во времени и накапливаться. Поскольку наши душа и тело – единое целое, то нервно-мышечное перенапряжение способствует повышенному психическому напряжению и раздражительности.

Такой индивид, даже если он не занимается какой-либо активной деятельностью, не перестает ощущать усталость. Чем она выше, тем меньше он успевает сделать и тем чаще он размышляет о том, почему у него так мало сил и что именно его утомляет. Этим он постоянно взвинчивает себя, и день ото дня ему становится все хуже.

Техники релаксации и специальные упражнения помогают человеку, физиологически приспособленному к выживанию в дремучем лесу, прожить лучшую жизнь в условиях цивилизации. Несмотря на то, что за последние тысячелетия образ жизни человека в корне изменился, основные физиологические реакции организма остались на прежнем уровне. В природных условиях всё решается относительно просто: попадая в стрессовую ситуацию, индивид прибегает к тактике, свойственной всем млекопитающим: к бегству или агрессии. В обоих случаях физиологический настрой организма один: как бегство, так и акт агрессии требуют значительной физической активности и предполагают высвобождение энергоресурсов. Наше тело «умеет» это делать.

Что же происходит с запасами нашей энергии, если мы находимся не в дремучем лесу, а в классе, и причина нервного напряжения – плохо себя ведущий ученик или целый класс? В этом случае невозможно просто повернуться и убежать.

Вот уже миллионы лет старые физиологические механизмы работают вхолостую, и адреналин чуть ли не выплескивается из вас наружу. В большинстве случаев у вас нет возможности помочь себе посредством активной физической разрядки, например, поколоть дрова или сыграть в теннис. В лучшем случае вы посидите с коллегой за чашечкой кофе и пожалуетесь на непослушных детей. Это тоже определенная форма расслабления. Особенно, если при этом коллега проявляет с вами солидарность, и вы не забыли положить в кофе сахар, включающий парасимпатическую регуляцию нервов. Тем самым, однако, вы всего лишь подавляете повышенную активность симпатических нервов. В целом же этого катастрофически не хватает. В качестве действенных и безвредных способов можно порекомендовать сон или активные физические нагрузки.

Один из путей преодоления внутреннего напряжения состоит в том, чтобы научится расслабляться. Общее расслабление (особенно переживаемое в психическом плане) возможно лишь при релаксации всех скелетных мышц. Расслабление доступно всякому, для некоторых техник не требуется ни каких-либо вспомогательных средств, ни особого времени. Умение расслабляться пригодится вам не только для рассасывания актуальных состояний напряженности. Без этого нельзя вести и речи о целом ряде техник, позволяющих глубже познать себя.

Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Поскольку человек - единое целое, о чем мы уже упоминали, и психическое напряжение ведет к повышенному мышечному напряжению, то справедливо и обратное. Если удается понизить мускульное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом, и некоторым индивидам этого бывает вполне достаточно. Тот, кто пожелает двигаться дальше, сможет пользоваться состоянием релаксации при выполнении последующих упражнений, способствующих углублению самопознания и улучшению психического (а тем самым и физического) состояния. В этом случае процесс также идет в двух направлениях, то есть не только «в здоровом теле – здоровый дух», но и «при здоровом духе – здоровое тело».

Релаксационным техникам лучше всего обучаться под руководством специалиста. Но это не является обязательным условием. Критерием правильного обучения может служить то, доставляют ли вам занятия удовольствие и продолжаете ли вы хорошо себя чувствовать даже спустя продолжительное время по их окончании, как если бы вычистились изнутри. Если подобные приятные ощущения не возникают, или быстро исчезают, попробуйте другие техники и упражнения (сейчас достаточно много книг, посвященных этой теме) [№6 с. 66 – 68].

Страницы: 1 2


Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Характеристика детей с аффективным поведением
« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как: - длительное пребывание в детском саду. - наметившийся кризис семьи. - избыток родительског ...

Подход с точки зрения социального обмена.
Если руководители изо дня в день оказывают большое влияние на поведе­ние подчиненных, представляется вероятным, что подчиненные так же влияют на то, как ведут себя руководители. Указанный факт может быть принят во вни­мание при подходе к руководству как к форме социального обмена, при котором каждая из сторон получает определенную выгод ...

Выявление стиля руководства классного руководителя.
Изучив уровень межличностных отношений в классе, мы решили выяснить, какое влияние на характер межличностных отношений оказывает классный руководитель и его стиль руководства. Для этого было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классного коллектива, который возглавляет классный руководитель с определенным сти ...