Вкратце рассмотрев операции, перейдем к фазам, что также немаловажно. В развернутом мыслительном процессе можно различать несколько этапов или фаз.
Начальная фаза – более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения. Проблемная ситуация может возникнуть сначала в действенном плане. Данные затруднения в плане действий начинает сигнализировать о наличии проблемной ситуации, а удивление дает эту ситуацию почувствовать. И еще необходимо осмыслить проблему как таковую, что требует работы мысли. Но не надо представлять что мыслительный процесс начинается с того момента как установлена ситуация. Сама постановка проблемы это уже акт мышления, который в свою очередь требует мыслительной работы. В процессе мышления все моменты находятся в диалектической связи. И это не позволяет их разрывать и линейно располагать. Сформулировать в чем вопрос, значит уже подняться до известного понимания. Понять задачу или проблему, значит найти путь или метод её решения, а возможно и решить её. Первым признаком мыслящего человека является умение видеть проблему там, где она есть. Возникновение вопроса является признаком начинающей работы мысли и зарождающего понимания.
Решение задачи – следующая фаза мыслительного процесса. Оно совершается множеством разнообразных способов, в зависимости от характера самой задачи. Самыми простейшими являются задачи, для решения которых все данные заключены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. Для их решения требуется просто соотнести по - новому наглядные данные и переосмыслить ситуацию. Решение задач, на которые направлены процессы мышления, требуют теоретических знаний, обобщенное содержание которых уже выходит за пределы наглядных ситуаций. Первым шагом мысли при этом будет отнесение, причем приблизительное, возникающего вопроса к некоторой области знаний. Внутри первоначально намеченной сферы совершаются дальнейшие мыслительные операции, дифференцирующие те знания, с которыми соотносится данная проблема. Решение или попытка разрешения задачи предполагает привлечение тех или иных положений из имеющихся знаний в качестве методов или средств ее разрешения. Иногда они выступают в виде правил, и решение задачи совершается с помощью них же. Использование правила влечет за собой две различные мыслительные операции. Наиболее трудная из них заключается в том, чтобы определить, какое правило должно быть привлечено, другая же применение выбранного правила к частным условиям конкретной задачи. Решение очень сложной проблемы, которая впервые возникает в уме, обычно намечается в результате учета и сопоставления части условий. Они берутся в качестве исходных частей. Возникает вопрос о расхождении намечающегося решения и остальных условий. Когда перед мыслью встает данный вопрос наметившееся решение осознается как гипотеза. Осознание наметившегося решения как гипотезы порождает необходимость в его проверке.
Завершающая фаза – окончательное суждение в пределах данного мыслительного процесса, фиксирующее достигнутое в нем решение проблемы. Затем результат мыслительной работы переходит в непосредственную практику. Практика подвергает мысль решающему испытанию и ставит новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения.
Изучение проблемы токсикомании в психофизиологии и психологии.
Что такое токсикомания?
ТОКСИКОМАНИЯ (греческого: яд + сумасшествие, безумие) — заболевания, вызванные хроническим употреблением психоактивных веществ (лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ); характеризуются развитием психической и в ряде случаев физической зависимости, изменением толерантности к ...
Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности.
Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей ...
Психокоррекция в спорте
Аутогенная тренировка в спорте используется не только в целях «оптимизации боевого состояния» спортсмена и повышения спортивной результативности. Существенная роль отводится методу в коррекции невротических реакций, не так уж редко встречающихся в спортивной практике. Учитывая, что в спортивной медицине эти реакции не рассматриваются ка ...