Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие. Психологические наблюдения показывают: нормальное развитие ребенка в возрасте от 4 месяцев до 3 лет помимо интенсивного общения со взрослыми нуждается в постоянном личном контакте с одним лицом (обычно это мать).
Прекращение данного контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные "подсистемы". Наличие в семье сложного обогащающего образца, каковым выступают родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Значимость этого обстоятельства становится особенно очевидной в условиях феминизации воспитательных учреждений и одностороннего, только женского влияния на психику детей.
Наиболее важным обстоятельством для психического и нравственного развития ребенка является то, что общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих целый спектр интимно-эмоциональных связей. Они характеризуются такими духовными ценностями, как супружеская, родительская, сыновняя (дочерняя) любовь и привязанность, возникшими в результате органичного слияния биологического и в системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и содержания супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а следовательно, ее воспитательные возможности. Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные исследования, проведенные в разных странах, выявили, что демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из семей с более низкой степенью демократичности отношений.
Существенное влияние на ребенка оказывает также согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда "трудные" дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.). Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в перинатальном периоде его. Волнение матери как следствие стрессовой ситуации вызывает повышение кислотности крови, что оказывает разрушающее действие на плод. Эмоциональное состояние матери остро воспринимают дети любого возраста. Особенно чувствительны к взаимоотношениям родителей подростки. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях омрачаются или даже утрачиваются представления о светлых идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. В семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречаются дети с аномалиями психики. У лиц, воспитывавшихся в семьях, где родители конфликтовали между собой, заметно возрастает массивность невротических реакций.
Причины и типы депрессии
Существует много типологий депрессии. Вот одна из них: [32]
1.
Реактивная депрессия. Это самая простая для понимания депрессия, потому что она появляется после какой-либо серьезной потери чего-то, что жизненно важно для человека: смерть близких, развод, разорение, увольнение — все зависит от системы ценностей данного человека. Отличит ...
Аура
Аура человека – это реальный феномен из справочников по оптической физике. АУРА (лат. aura - "дуновение", "ветерок") – астральная оболочка, красочные явления, "сияющие вокруг физического человека и обволакивающие его наподобие облака (как бы в форме яйца)" (Штейнер).
Дети Индиго имеют цвет ауры темно-синий ...
Статистика самоубийств в России и зарубежных странах
По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. Среди них:
350 тысяч китайцев
110 тысяч индийцев
55 тысяч русских
31 тысяча американцев
30 тысяч японцев
12 тысяч украинцев
10 тысяч французов
В официальную статистику самоубийств попадаю ...