Заключение
Страница 1

Агрессия - сложный, многоуровневый феномен, в отношении которого не существует общепринятого мнения: посредством него обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые воздействия людей. Поэтому все современные исследования ориентированы на комплексное изучение различных уровней и компонентов агрессии.

Разнообразные теоретические концепции агрессии, по-разному объясняют психологические механизмы возникновения агрессии. Наиболее известными являются: теория влечения (З. Фрейд); этологическая теория (К. Лоренц); теория фрустрации-агрессии (Л. Берковиц, А. Басс); теория социального научения (А. Бандура); теория принуждающей силы (Фишбах).

В нашей работе мы под агрессией

понимаем «индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического ущерба либо на уничтожение другого человека или группы лиц» а под агрессивностью

- готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.

Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой остропротекающий переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический».

С физиологической стороны в организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение. Первый подростковый период — 11—13 лет у девочек, 13—15 лет у мальчиков. При половом созревании под влиянием резко возросшего уровня половых гормонов возбудимость нервной системы значительно повышается и ослабевает процессы торможения: ухудшается работа ГАМК-ергической системы мозга. Это приводит к раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам сна. Замедляется речь, ухудшаются процессы условного торможения, увеличиваются латентные периоды сенсомоторных реакций.

Второй подростковый период — 13—15 лет у девочек, 15— 17 лет у мальчиков. Это наиболее критическая стадия. В этот период скачки концентрации половых гормонов настолько велики, что в результате страдают не только тормозные, но и возбуждающие системы мозга. Отсюда — эмоциональная неуравновешенность, обидчивость, негативизм.

Возникающее давление со стороны взрослых в и отсутствие адекватных каналов для самореализации, вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и наиболее удобным способом решения проблем, возникающих в сложных ситуациях и вызывающих психическую напряженность.

Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия.

Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.

Основными показателями агрессивности в нашей работе выступают: индекс агрессивности и индекс враждебности (полученные по опроснику А. Басса - Дарки), уровень агрессивности (полученные по методике Айзенка).

В результате проведенного на базе закопской средней школы исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах. У испытуемых скорее выражена враждебность, чем агрессивность. Показатели враждебности: 50% мальчиком и 30% девочек имеют высокие оценки, что свидетельствует о выраженности данной реакции. Агрессивности: лишь один испытуемый №18 имеет оценку, превышающую норму.

Страницы: 1 2


Зелёные
Дети-Зелёные социально значимы для общества. По своей сути они миротворцы и пришли в этот мир, чтобы помочь ему. У них хорошо развито чувство сострадания и помощи ближним. Они доверчивы, открыты и честны. Абсолютных авторитетов не признают. Любую информацию, исходящую от авторитета проверяют, и только потом принимают как руководство к д ...

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Понятие нарушение опорно-двигательного аппарата. Группы нарушения опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении категория лиц. Среди них условно можно выделить 4 группы (29): 1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата обусловлены органическими поражениями нервной системы: —головного мозга (детский церебральный пар ...

Результаты исследования
На первом этапе исследования были проведены две методики для выявления существующего положения. Рассмотрим полученные результаты. Наиболее доступными сферами в среде исследуемой группы являются: приятное времяпрепровождение, отдых; познание нового в мире, природе, человеке; помощь и милосердие к другим людям. Менее доступны: признание ...