Заключение

Результаты тестирования показали, что в I группе - 64 % испытуемых выполнили задания на «4» и «5», 27,5% - на «3» и 8,5% - на «2»; во II группе – 72,5% учащихся получили оценки «4» и «5» , 27,5% - «3».

Проанализировав результаты тестирования, мы видим, что наша гипотеза подтверждается: на уроках, где организация внимания учеников строиться на основе чередования произвольного и непроизвольного внимания, усвояемость материала лучше, чем на уроках с актуализацией только произвольного внимания. Испытуемые II группы лучше усвоили материал и более успешно справились с заданиями.

Для организации и развития внимания на уроках истории необходимо поочередно активизировать произвольное и непроизвольное внимание, что позволит повысить успеваемость и снизить утомляемость и отвлекаемость учащихся в течение урока.

Внимание играет особую роль в психологии - это сквозной психический процесс, пронизывающий и объединяющий целостную психику человека.

Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни учёные утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Внимание можно определить как направленность и сосредоточенность сознания (психической деятельности) на объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость. [14,C.5]

В свойствах внимания выражаются особенности личности. В зависимости от всего склада психической жизни формируется внимательность личности. По характеру внимания людей разделяют на внимательных, невнимательных и рассеянных.

Внимательность как черту личности следует отличать от психических состояний. Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую обстановку, необычную для него. Для состояния внимательности характерны обострения чувствительности, ясность мысли, эмоциональный подъем, увеличение скорости психической реакции, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию. Состояние внимательности, как и все психические состояния, - явление преходящее. Изменяется ситуация, и человек возвращается к своему обычному стилю внимания.

Внимание, как черта личности, т.е. внимательность Шабалин С.Н. определяет, прежде всего, соотношением в действительности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленная переключаемость, слабое распределение) компенсируется.

Отличительной особенностью послепроизвольного внимания является то, что на фоне увлеченности человека выполняемой деятельностью из сферы сознания «исчезает» все, что не связано с содержанием деятельности, отпадает необходимость в волевом усилии, цель которого в произвольном внимании состоит в удержании сознания на объекте деятельности. В послепроизвольном внимании эту функцию выполняет интерес к деятельности, возникший у человека. Стремление стимулировать этот вид внимания побуждает учителя подбирать формы занятий «на интерес». И если формы подобранны грамотно, работа на уроках проходит динамично, снижается утомляемость учащихся, повышается качество усвоения материала, у детей развивается любознательность.


Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер. Сущность нравственного воспитания носит двухсторонний характер. Он включает в себя, как целенаправленно ...

Средства коммуникации и их роль в передаче информации
Средства коммуникации играют огромную роль в процессе передачи информации. От правильного выбора средства передачи информации будет зависеть процесс получения данного сообщения тем, кому оно предназначено, его правильная трактовка и восприятие, а следовательно и реакция на него. Средства коммуникации можно разделить на две группы: верб ...

Ключевые факторы деятельности
Исследование показало наличие значимых взаимосвязей между системой жизненных ценностей и целым рядом психолого-акмеологических характеристик руководителей (возрастом, полом, уровнем образования, особенностями социальной ситуации развития, особенностями семьи). Была зафиксирована многофакторная зависимость между эффективностью деятельнос ...