Информация » Психология массовой коммуникации лекции » Феноменологические характеристики коммуникации

Феноменологические характеристики коммуникации

Лекция №2 (19 сентября 2007г.)

1. Виды

1. по характеру ориентации

· личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом

· социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой

2. по количеству субъектов

· 2 – диада, диадическая коммуникация

· 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)

· 4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)

· 5 и больше – внутригрупповая коммуникация

2. Структура

Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации

Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами

Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации

3. Компоненты

1. когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)

2. эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации

3. конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации

Все компоненты тесно взаимосвязаны.

4. Функции

1. информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации

2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности

3. регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением и деятельностью людей

Все функции взаимосвязаны между собой

5. Типы

1. императивная коммуникация

[S => O]

Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.

2. манипулятивная коммуникация

[S => O]

Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.

Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.

а) «диктатор».

Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все

б) «тряпка».

Основная техника – инвалидизация себя

в) «калькулятор».

Основная техника – контроль и перепроверка всех и вся

г) «прилипала».

Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего

д) «хулиган».

Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость

е) «славный парень».

Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь

ж) «судья».

Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.

з) «защитник».

Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.

Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.

3. диалогическая коммуникация

[S <=> S]

Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.


Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.
Коммуникация – это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность. 3. Формы коммуникативного действия (общения). (по А.А. Бадлееву) Л – личность Лс – личность с официальным статусом 2 вида статуса: 1.социальны ...

Эмпирическое исследование особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте. Организация и проведение исследования
С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось в городе Набережные Челны в январе – феврале 2008 года. В исследовании участвовало 50 детей – учащи ...

Проблема одиночества
Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством к ...