Лекция №2 (19 сентября 2007г.)
1. Виды
1. по характеру ориентации
· личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом
· социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой
2. по количеству субъектов
· 2 – диада, диадическая коммуникация
· 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)
· 4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)
· 5 и больше – внутригрупповая коммуникация
2. Структура
Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации
Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами
Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации
3. Компоненты
1. когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)
2. эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации
3. конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации
Все компоненты тесно взаимосвязаны.
4. Функции
1. информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации
2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности
3. регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением и деятельностью людей
Все функции взаимосвязаны между собой
5. Типы
1. императивная коммуникация
[S => O]
Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.
2. манипулятивная коммуникация
[S => O]
Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.
Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.
а) «диктатор».
Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все
б) «тряпка».
Основная техника – инвалидизация себя
в) «калькулятор».
Основная техника – контроль и перепроверка всех и вся
г) «прилипала».
Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего
д) «хулиган».
Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость
е) «славный парень».
Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь
ж) «судья».
Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.
з) «защитник».
Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.
Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.
3. диалогическая коммуникация
[S <=> S]
Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.
Трансакционный анализ
Мы называем *трансакцией* единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это мы называем *трансакционным* *стимулом*. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что- то скажет или сделает. Мы называем этот отве ...
Толерантные – интолерантные отношения
Понятия «общение» и «толерантность» П.Ф. Комогоров связывает, т.к. наличие двух субъектов – необходимый признак общения. И если принять во внимание то, что толерантность всегда имеет в качестве своего обязательного признака уважение к «другому», стремление к сотрудничеству, содружеству, то есть отношение к нему как к субъекту, можно пре ...
Экспериментальное исследование общественной активности в педагогическом
вузе. Характеристика методики и организация исследования
общественной активности студентов в педагогическом вузе
Экспериментальная часть нашего исследования была проведена в Марийском государственном педагогическом институте им.Н.К.Крупской на факультете педагогики и психологии. Были опрошены студенты 2 курса (21, 22, 24 группы). Общее число опрошенных составляет 44 человека.
Данное исследование состояло из двух диагностических методик по темам: ...