Информация » Психология массовой коммуникации лекции » Феноменологические характеристики коммуникации

Феноменологические характеристики коммуникации

Лекция №2 (19 сентября 2007г.)

1. Виды

1. по характеру ориентации

· личностно-ориентированная коммуникация – взаимодействие с одним реципиентом

· социально-ориентированная коммуникация – взаимодействие с группой

2. по количеству субъектов

· 2 – диада, диадическая коммуникация

· 3 – триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)

· 4 – тетра-коммуникация (1+3 – эффективнее, 2+2 – тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)

· 5 и больше – внутригрупповая коммуникация

2. Структура

Непосредственная коммуникация – информационный аспект коммуникации – процесс передачи и приема информации

Перцепция – процесс восприятия и формирования отношений между субъектами

Интеракция – взаимодействие в процессе коммуникации

3. Компоненты

1. когнитивный – информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)

2. эмотивный – умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации

3. конативный – выстраивание своего поведения в процессе коммуникации

Все компоненты тесно взаимосвязаны.

4. Функции

1. информационно-коммуникативная – обеспечение процесса прохождения и приема информации

2. аффектино-коммуникативная – воздействие на эмоциональную сферу личности

3. регулятивно-коммуникативная – воздействие и управление поведением и деятельностью людей

Все функции взаимосвязаны между собой

5. Типы

1. императивная коммуникация

[S => O]

Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.

2. манипулятивная коммуникация

[S => O]

Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.

Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.

а) «диктатор».

Основная техника – приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все

б) «тряпка».

Основная техника – инвалидизация себя

в) «калькулятор».

Основная техника – контроль и перепроверка всех и вся

г) «прилипала».

Основная техника – преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего

д) «хулиган».

Основная техника – угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость

е) «славный парень».

Основная техника – преувеличенная забота внимательность, любовь

ж) «судья».

Основная техника – высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.

з) «защитник».

Основная техника – инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.

Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.

3. диалогическая коммуникация

[S <=> S]

Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.


Возрождение представлений о единстве тела и души
В начале века клиницист Усов писал о важнейшем значении психогений при возникновении желудочно-кишечных заболеваний. Связь психического состояния с физическим рассматривал в своих работах В.А. Гиляровский. Быстрое распространение и развитие психосоматическая медицина получила в начале XX века с появлением психоанализа Зигмунда Фрейда и ...

Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.
6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая – люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные). 5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации – место расположения души ...

Аудиальный контакт. Войти и представиться
Можно войти и представиться спокойно, представительно, по-деловому. Можно - чуть стесняясь. Можнонапористо, энергично, весело. Можно (женщинам) - не безкокетства. Ваше появление вызовет «человеческую», заинтересованную реакцию в том случае, если оно будет нести в себе маленькую загадку. Поведение всех описанных персонажей привычно и оч ...