Информация » Психофизиологические и психологические основы токсикомании » Психические основы и последствия токсикомании

Психические основы и последствия токсикомании
Страница 3

Вопрос о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого термина вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении преморбидных особенностей личности несовершеннолетних, больных наркоманиями, мы выделили две основные группы пациентов с упомянутым феноменом:

Расторможение влечений у “гедонических” личностей, то есть у пациентов, основным стимулом поведения у которых в преморбидном периоде было получение” гедонических” переживаний: пищевых, сексуальных и т.п. К прочим наслаждениям такие подростки нередко прибавляют себе эффект от потребления наркотиков.

Расторможение влечений у пациентов с преморбидно имеющим место психоорганическим синдромом (как правило, резидуального генеза).

Среди проявлений психического инфантилизма, умеренно выраженные признаки которого по существу являются нормой у несовершеннолетних (по мнению некоторых исследователей, даже до 30% и более лиц из числа взрослого населения имеют в качестве неболезненных личностных особенностей признаки психического инфантилизма, (цит. по Ковалеву В.В., 1979), наиболее часто в качестве предиктора наркоманий выступали следующие:

Потребность в ярких эмоциональных переживаниях.

Робость и нерешительность (признается как симптом психического инфантилизма не всеми исследователями).

У робких и нерешительных детей и подростков часто наблюдается психологическая зависимость от более старших и волевых знакомых. В условиях, когда сбыт наркотиков приносит сверхприбыль, несовершеннолетние с выраженными чертами робости и нерешительности нередко под давлением знакомых, имеющих выраженные волевые особенности характера и вовлеченных в сферу наркобизнеса, начинают потребление наркотиков.

В случае, если гипертрофированные черты психического инфантилизма, упомянутые выше, сочетаются с явлениями задержки психического развития или “амбулаторными” формами олигофрении, риск приобщения к систематической наркотизации значительно возрастает.

Тревожно – мнительные черты характера, являющиеся основой так называемой психастении, также в случае своей значительной выраженности могут быть предикторами систематической наркотизации. В данном случае наркотики приобретают коммуникативную и транквилизирующую (вернее заменяющую ее эйфоризирующую) функции. Чем более выражены тревожно-мнительные черты, тем менее уверенно чувствует себя ребенок (подросток) среди сверстников, тем более он нуждается в психологической поддержке. Не получая ее в должной степени, он нередко прибегает к “химической” поддержке, которую ему охотно предоставляют торговцы наркотиками [16, 20 c.].

Нередко наркомании наблюдаются у подростков с высокими интеллектуальными возможностями, превосходящими зачастую интеллект большинства сверстников. При этом личность может развиваться в преморбидном периоде вполне гармонично, отношения в семье и со сверстниками могут быть достаточно благоприятными. Здесь речь идет о случаях, когда наркомания развивается как будто на фоне полного психологического и психиатрического благополучия. По мнению авторов, причиной начала наркотизации в этих случаях нередко служит “информационная недостаточность“ (близкая или тождественная психологическому понятию “сенсорная депривация”). Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях воспринимается субъективно индивидом как “скучный”. Поиски насыщения эмоциональной сферы и повышения интеллектуальной нагрузки здесь нередко провоцируют потребление “интеллектуальных” наркотиков (кокаин) или синтетических опиоидов. Врач психиатр-нарколог в подобной ситуации нередко встречается с “идейными” наркоманами, интеллектуально воспринимающими наркотики как высшее благо [11, 114 c.].

Существенную роль в приобщении к потреблению ПАВ нередко играют детско-подростковые реакции подражания. По нашему мнению, в основе этих реакций могут иметь место различные особенности личности, большинство из которых перечислено в настоящем пособии.

Разумеется, в данном разделе мы перечислили не все психологические и психиатрические предикторы наркомании у несовершеннолетних. Данный вопрос до настоящего времени не является достаточно изученным и нуждается в дальнейшем исследовании. Однако, по нашему мнению, в настоящем пособии освещены основные аспекты вопроса о психологических и психиатрических причинах приобщения несовершеннолетних к потреблению наркотиков, которые могут заинтересовать практического врача.

Страницы: 1 2 3 4


Чувственная сфера человека в теории Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677) - выдающийся голландский мыслитель-материалист XVII в. предложил иной материалистически - интерпретированный вариант рационалистического истолкования интуиции. Интуиция представляет собой высшее проявление рациональных способностей человека, основанное на свободе восприятия, при котором “вещь воспринимаетс ...

Соотношение насилия и этапов личностного развития
Вопрос о соотношении насилия и этапов личностного развития – ещё один спорный, сложный, далекий от разрешения вопрос в проблематике насилия. Поскольку каждый человек, так или иначе, сталкивается с насилием в той или иной форме, означает ли это, что все мы тотально страдаем от тех или иных расстройств? На этот вопрос нельзя дать однозн ...

Недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности
Важнейшей предпосылкой успешности учебной деятельности является ее произвольность — умение сосредоточиться на решаемой задаче, подчинить ей свои действия, спланировать их последовательность, не потерять условия задачи в процессе деятельности, выбрать адекватные средства ее решения, довести решение до конца, проверить правильность получе ...