Профилактика токсикомании
Страница 1

Профилактика особенно важна среди подростков и лиц молодого возраста, которые более подвержены злоупотреблению различными лекарственными препаратами, часто в сочетании с алкоголем. Потребление «одурманивающих» средств, как правило, носит групповой характер.

Ведущее значение в предупреждении токсикомании имеет первичная профилактика. Система первичной профилактики должна включать активную антиалкогольную и антинаркотическую пропаганду; выявление среди молодежи, особенно учащихся, лиц со склонностью к употреблению токсикоманических веществ, и выделение их в группу повышенного риска; регулярное их обследование и проведение разъяснительных мероприятий.

Важное значение имеет выделение групп повышенного риска, к которым прежде всего могут быть отнесены подростки с отягощенной наследственностью (хронический алкоголизм, токсико- и наркомании, психические болезни у родителей или близких родственников), с признаками патологии характера.

Следует учитывать, что наиболее часто первичная наркотизация проходит в виде «экспериментов», отражающих возрастную психологическую специфику подростков, — активные поиски форм самоутверждения через «особое», «интересное» Время провождение («необычное», «рискованное», «взрослое» и т. п.). Основными мотивами этих поисков являются также любопытство, подражание (лидерам, группе), подчинение, стремление к нахождению своего места в группе, иногда протест против «норм взрослого поведения». Это происходит обычно при отсутствии подлинных, эмоционально ярко окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков в организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности свойственны подросткам, относящимся к группе повышенного риска. Именно среди них могут быть выделены подростки и лица более старшего возраста с определенной готовностью к наркотизации, которую обусловливают низкая устойчивость к психическим «перегрузкам», стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, непереносимость конфликтов; выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения; импульсивность, в частности со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений, приятных и даже неприятных, как можно быстрее и любым путем; психическая и социальная незрелость, недостаточное усвоение общественных норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, подчиняемость, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению [8, 50 c.].

Профилактика – общесоциальная задача, решаемая многими службами общества; включает воспитательные, ограничительные мероприятия и наказание за распространение (приготовление, сбыт, вовлечение несовершеннолетних) наркотических веществ.

Медицинская профилактика включает санитарное просвещение, контроль за назначением наркотиков и наркотически действующих медикаментов (строгое соблюдение показаний, кратковременность, контроль за дозой, чередование препаратов во избежание привыкания), своевременное выявление случаев злоупотребления (первичная профилактика), контроль за ремиссией после лечения, предупреждение рецидива (вторичная профилактика).

На начальном периоде употребления бывает достаточно изолировать молодого человека от компании, которая подталкивает его к одурманиванию. Но если зависимость – токсикомания – уже сформировалась, необходимо стационарное лечение. Психиатр-нарколог проведет курс дезинтоксикации, назначит подростку препараты для подавления патологического влечения к веществу и нормализации его психического и физического состояния.

Страницы: 1 2


Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников. Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания [15]. Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Ум ...

Влияние качеств личности на формирование педагогической толерантности
Корреляционный анализ показывает только взаимосвязь параметров, что в данном случае недостаточно. Необходимо проанализировать влияние качеств личности учителя на формирование педагогической толерантности, что позволяет осуществить множественный регрессионный анализ. Наибольший вклад в формирование коммуникативно-педагогической толерантн ...

Проблемы изучения межличностных отношений трудового коллектива в социальной психологии. Понятие межличностных отношений как психологической категории
Проблематика межличностных отношений в малой группе – одна из наиболее разработанных в социальной психологии. Существуют определенные концепции, характеризующие этот вопрос. А.В. Петровский [31. стр. 52] предлагает концепцию межличностных отношений, в которой данные отношения моделируются в форме трехслойной сферы: эмоциональные отноше ...