![]() | ||||
![]() | ||||
![]() |
Характеристики группы
1. Композиция
– состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).
Групповые структуры
2.Социометрическая структура
– совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.
Статусы:
I. Звезда – только одни предпочтения (+)
II. Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)
III. Изолированные (+;- = 0)
IV. Низкостатусные (-<+)
V. Изгой (-)
3. Коммуникативная структура
– совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.
Типы коммуникативных сетей:
> Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.
Виды передачи информации в коммуникационной сети:
- фронтальный вид – здесь и сейчас
- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы
> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.
Виды:
- цепной
- круговой
4. Структура социальной власти
– это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.
Формы социальной власти:
- руководство – влияние социально зафиксировано, формальной природы.
- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.
Типы лидеров:
ª по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип
ª по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный
ª по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.
Групповые процессы
5. Групповая сплоченность
– процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.
Факторы, влияющий на групповую сплоченность:
1. Эмоциональная привлекательность членов группы
2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)
3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)
4. Групповая цель должна отвечать потребностям
5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней
6. Процесс группового давления (конформизм)
- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.
Три вида конформности:
1. Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.
2. Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.
Стереотипность мышления
как препятствие в решении проблемных ситуаций социальным работником. Специфика профессионального общения в социальной
работе
Глубинный смысл социальной работы, ее сердцевина заложены в сострадании, сочувствии и любви к человеку, желании пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной работы как филантропической деятельности лежат в области нравственности и религии. Эмерсон Эндрюсс сказал: "Матерью филантропии является религия".
Профессия &q ...
Самоубийства лиц с психопатическими расстройствами
Суициды психически больных составляют лишь около 20% от общего числа случаев. Э. Дюркгейм создал следующую классификацию самоубийств, совершаемых психически больными людьми:
1. Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Больной убивает себя, для того чтобы избегнуть во ...
Основы работы социального педагога для решения проблемы « трудных» детей. Проблема
«трудных» детей
Главная беда родителей — это слабые педагогические знания, проявление антипедагогических установок, которые даже в благополучной семье действуют отрицательно на детей. К таким установкам относятся:
переоценка истинных способностей, сил ребенка родителями и родственниками («Мой ребенок талантливее других!»);
семейное воспитание строи ...