Информация » Психология массовой коммуникации лекции » Психологические характеристики МГ

Психологические характеристики МГ
Страница 1

Характеристики группы

1. Композиция

– состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры

2.Социометрическая структура

– совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.

Статусы:

I. Звезда – только одни предпочтения (+)

II. Высокостатусные – система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)

III. Изолированные (+;- = 0)

IV. Низкостатусные (-<+)

V. Изгой (-)

3. Коммуникативная структура

– совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.

Типы коммуникативных сетей:

> Централизованная – в центе информационных потоков – коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

Виды передачи информации в коммуникационной сети:

- фронтальный вид – здесь и сейчас

- иерархический вид – два и более уровне соподчинения членов группы

> Децентрализованная – у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.

Виды:

- цепной

- круговой

4. Структура социальной власти

– это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.

Формы социальной власти:

- руководство – влияние социально зафиксировано, формальной природы.

- лидерство – спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Типы лидеров:

ª по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип

ª по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный

ª по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность

– процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

1. Эмоциональная привлекательность членов группы

2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)

3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)

4. Групповая цель должна отвечать потребностям

5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней

6. Процесс группового давления (конформизм)

- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.

Три вида конформности:

1. Внешняя конформность – позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.

2. Внутренняя конформность – индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.

Страницы: 1 2


Познавательная сфера в теории Т. Гоббса
Представление и память обозначают одно и то же. Различие между ними заключается лишь в том, что представлением мы называем саму вещь или, вернее, ее образ, тогда как слово "память" выражает факт ослабления соответствующего ощущения, обозначает, что оно поблекло, отошло в прошлое. Представления спящих людей - это сновидения. М ...

Анализ результатов
Из пяти семей участвовавших в исследовании в каждой семье насилие имеет место. Каждый акт насилия происходящий в семейной системе не остается незамеченным и затрагивает каждого члена семьи, насилие циркулирует в семейной системе попеременно актуализируясь в отношениях тех или иных членов семьи . В каждом описанном случае можно прослед ...

Рекомендации по формированию ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте
Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально детерминированные отношения личности к действительности. По мнению большинства авторов, ценност ...