Многие проблемы межличностного общения можно объяснить, используя теорию трансакционного анализа.
Ее автор – американский психолог Эрик Берн. В основе теории – внутреннее устройство психики человека, различные эго – состояния человека.
ЭГО-СОСТОЯНИЕ «родитель – Я» |
В каждый конкретный момент времени человек пребывает в одном из трех эго-состояний своего «Я». Определенное эго-состояние детерминирует определенную модель поведения и общения. |
ЭГО-СОСТОЯНИЕ «взрослый – Я» | |
ЭГО-СОСТОЯНИЕ «ребенок - Я» |
Каждое эго – состояние является замкнутым и состоит из следующей последовательности:
МЫШЛЕНИЕ – ПЕРЕЖИВАНИЕ – ДЕЙСТВИЕ.
Трансакт состоит из стимула и реакции между двумя эго – состояниями.
Таким образом, трансакт – любое словесное (вербальное) и невербальное общение минимум двух людей.
Я-концепция и успеваемость.
В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Появляется еще одна значимая фигура – учитель, от которой он получает обратную связь. В шко ...
Функционализм В. Джемса в изучении сознания
Функционализм был не столь систематизирован, как структурализм.
Функционализм представлял собой общий набор идей, охватывающих определенную тематику, в особенности проблему полезности или адаптивной значимости психических процессов.
Выдающимся американским психологом, исследования которого часто связывают с функционализмом, является У ...
Отношения родителей и детей как психолого-педагогическая проблема
В отношениях родителей, педагогов и детей есть сложная, парадоксальная проблема. Сложность ее – в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители и педагоги обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-п ...