Отношение Ислама к суициду

Ислам относится к самоубийству с осуждением, однако, как и иудаизм, признает смягчающие обстоятельства. Если мусульманский закон и порицает самоубийство, то не столько в силу религиозных установлений, сколько из соображений гуманности. Если говорить о религиозном аспекте этого деяния, то, с точки зрения ислама, преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от Рая. В исламе религиозный запрет на самоубийство возник не сразу и опирается он на суждение толкователей и вероучителей. Считается, что убивший себя определенным образом будет совершать в Аду самоубийство вновь и вновь таким же способом.

Однако мусульманские общины проявляют снисходительность к

самоубийцам и в погребении им не отказывают. В мусульманском законодательстве вопрос о суициде затрагивается лишь косвенно: например, как быть с приданым женщины-самоубийцы, если брак еще не вступил в силу, или должен ли нести материальную ответственность человек, вырывший колодец, если в этом колодце утопился самоубийца. Иногда политические убийства обставлялись так, чтобы смерть врага выглядела, как самоубийство: это не только спасало убийц от ответственности, но и бросало тень на жертву, поскольку для истинно верующего самоубийство является позором.

Писатели Востока считали, что человеческая жизнь имеет смысл, если она добродетельна. В обратном случае нет ничего зазорного в совершении самоубийства, так как недобродетельная жизнь приравнивалась к нежизни.

Примечательно, что в мусульманских странах, несмотря на сравнительно мягкое отношение к суициду, реальные случаи самоубийств во все времена происходили гораздо реже, чем в антисуицидном христианском обществе. Эта тенденция еще заметнее в современном мире. Бросается в глаза перепад в статистике самоубийств между странами христианской и мусульманской культуры (в среднем в 3-4 раза). Это объясняется социальными и общекультурными факторами. Но все же факт остается фактом: из трех великих ближневосточных религий почему-то именно ислам побуждает человека крепче держаться за свою жизнь.[48]


Понятие общения как коммуникационного процесса
Общение это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение), и группами (межгрупповое общение). Общение порождается социальными, общественными потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ход ...

Процесс познания в теории Декарта
Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет применения в процессе познания, можно значительно продвинуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного ...

Наше время (XIII – XX века)
Впервые о естественных правах человека — на жизнь, на справедливый суд, на собственность — заговорили в Англии и поначалу только применительно к барона. К началу Нового времени идея о том, что у государя есть не только права, но и обязанности, а у подданных не только обязанности, но и права, распространилась по всей северной Европе. Бла ...