Информация » Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей » Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом

Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Страница 2

Таким образом, задачи воспитания и самовоспитания объединяются в единое, в результате чего усилия воспитания и самовоспитания взаимно дополнят и поддерживают друг друга, способствуют более быстрому развитию нравственности личности. «Гармония противоположности», по выражению Л.И. Анциферовой, становится важной движущей силой развития личности. Данная гармония является естественным следствием взаимозависимости воспитания и самовоспитания, и в первую очередь социальной детерминированности самовоспитания».

Процесс воспитания формирует у человека предпосылки самовоспитания, а в дальнейшем отражается на процессе самовоспитания. Человек или внешнее приспосабливается к окружающей действительности, или принимает ее как она есть, или борется с недостатками в ней. Всегда присутствует связь между деятельностью личности в самовоспитании и внешним миром, то есть с обществом с организованными или неорганизованными воздействиями на человека. Эти воздействия преломляются во внутреннем мире личности и могут не оказывать влияния на процесс самовоспитания. Совершенствуя себя личность, может управлять собою, так и воздействиями на окружающую деятельность с той целью, чтобы приспособить ее к своим требованиям. Человек под действием убеждений, качеств, привычек и изменений внутреннего мира может изменять какие-то свои желания, запросы и по своему усмотрению влиять на характер отношений внешним миром, а не просто стремиться достигнуть установившиеся ранее целесообразных отношений.

Самовоспитание позволяет личности достигнуть более высокой относительной независимости от внешних условий, хотя индивид и продолжает находиться в определенной зависимости и в различных формах связи с ними.

Экономические отношения являются основой всей системы нравственных отношений. Большую роль играет идеология государства, как совокупность теории, идей, целей, идеалов. По этому в содержании воспитании школьников вкладывается те нормы, которые должны быть руководящими в повседневном поведении, в гражданской позиции каждого школьника.

Нравственность является нормой поведения и показанием зрелости личности. А по этому нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно–политическую, культурную и другие деятельности. Помогать более глубже раскрыть мотивы безнравственных и нравственных поступков каждого ученика. Можно обобщить это тем, что у каждого учащегося должно сформироваться нравственное сознание (знание, взгляды, убеждения, суждения, оценки, идеалы) и морально–волевые черты характера (намерения, мотивировка, решения), ориентировочное поведение (действия, поступки, привычки, навыки). Составляют все эти части основу личности, в то время, как внутреннее содержание объединяет в целое качество, выражающих отношений личности к людям, к труду и так далее, к общественной собственности, к дружбе, коллективизму, ответственности и так далее. Нужно также заметить, что все качества связаны друг с другом и составляют целостную функционирующую систему. Но в одних условиях могут проявлять одни качества в других - другие. И чем выше идейность личности, тем эффективнее проявляются нравственные качества. В реальной жизни нравственные качества школьника проявляются в активном отношении к окружающему миру.

Общественная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, выработать навыки и привычки, развить у молодежи собственное активное отношение к жизни и конкретной деятельности, соотносить свои привычки с общественным долгом. Осмысление учениками своего отношения к людям, обществу и себе. Корректировка этих отношений являются необходимыми условиями нравственного воспитания и самовоспитания.

Процесс нравственного воспитания школьников позволяет утверждать, что все его стороны и компоненты зависят от логики. Логика этого процесса выражается в последовательном достижении развития личности школьника с учетом его возрастных возможностей. Эта логика определяет структуру процесса. В этой логической структуре находятся во взаимодействии связи, стороны и компоненты, которые не всегда реализуются в действительности в строгой последовательности.

Нравственное воспитание и развитие личности направляется воспитанием, семей, коллективом. Необходима согласованность в их действиях, чтобы нравственные отношения не стояли давлеющими и принуждающими над учащимися.

Страницы: 1 2 3


Понятие имиджа
Имидж (англ.) – образ, то есть это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По С.И.Ожегову, «образ – это вид, облик; представление; тип, характер; порядок». В русском язы ...

Поведенческий подход.
Именно этот подход создал основу для классификации стилей руково­дства. Согласно поведенческому подходу, эффективность руководства определя­ется неличностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Т.е. согласно данному подходу СТИЛЬ РУКО­ВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера ...

Методы исследования мышления
При психологическом изучении мышления, как и других психических явлений, нет иного пути, кроме пути объективного исследования, сколь бы труден он ни был. Попытки применения интроспекции как метода изучения психики не привели к успеху и в данной области психологии. Объективность исследования мышления требует выявления тех внешних условий ...