Информация » Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей » Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом

Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом
Страница 1

Чтобы глубже понять, что представляет процесс нравственного воспитания, его сущность и особенность, структуру и содержание, нужно прежде вычислить взаимосвязь этого процесса с общепедагогическим процессом, изучить функции и характер.

Сущность нравственного воспитания носит двухсторонний характер. Он включает в себя, как целенаправленное воздействие педагогов на школьника, так и поведение последнего. В характеристике процесса воспитания и его возможностей важное значение имеет установление соотношения между указными сторонами. В связи между воспитательными воздействиями и деятельностью учеников можно и охарактеризовать более эффективные системы и комплексы мероприятий по воспитанию, а так же средств и методов.

«Важно учитывать, что воспитание нравственности является частью всего процесса нравственного формирования личности, детерминирующую роль в котором играет социальная среда». Воспитательный процесс, соответствующий ведущим общественным отношениям, учитывающий все условия жизни, средства, логику процесса усвоения нравственности, может привести к достижению того результата, который был запланирован в нравственном развитии личности. Нравственное воспитание – это целенаправленная, организационная сила, с учетом социальных условий нравственного формирования личности, дает в конечном итоге гарантированный результат и в состояние регулировать, направлять нравственное развитие. А так же нужно отметить, что результат нравственного воспитания и нравственного формирования нравственных качеств и свойства личности является совокупным результатом и не делится в личности на отдельные секции. Так в процессе воспитания нравственности достигается ранее запланированные результаты (нравственные качества и свойства личности), где направляется на конечное влияние личность и воздействие социальной среды, то есть определяется получение конечного результата всего процесса формирование личности.

«Анализ условий воспитание показывает, что хотя общая идея о влиянии положительных факторов на повышение уровня нравственного развития детей является очевидной и бесспорной, нельзя всегда и во всех случаях ожидать прямой взаимосвязи между этими факторами и воспитательными результатами. Это связано с тем, что в каждом факторе потенциально заложено и положительные, и отрицательные воспитания возможности. Сила их влияния зависит от тех условий, в которых они действуют, и от того, какие они вызывают отношения у школьников».

Организованное воспитание ставит задачи с учетом не только целенаправленных воздействий, но и учитывает ведущее тенденции влияния на психику личности доминирующих общественных отношений, сложившихся в обществе, могущих регулировать, корректировать, оптимизировать процесс нравственного формирования личности.

Важно подчеркнуть, что ведущая роль целенаправленных воздействий на процесс становления нравственности имеет и обратный характер зависимости, то есть что сами внешние воздействия должны организовываться с учетом уровня формирования личности школьника, логики развития его деятельности.

Требуется отметить, что диалектическое понимание развития не принижает роли воспитания в нравственном развитии школьника, а дает такую возможность, при которой можно сделать процесс воспитания личности более эффективным и регулируемым. Там, где воспитатели не игнорируют законы развития личности, а грамотно используют их, может быть достигнут целенаправленный результат.

Конечно, есть трудности в диалектическом развитии личности и объясняется это тем, что пока не удалось полно раскрыть суть понятий «внутренняя движущая сила» чаще она описывается, как внутренний мир человека. Не стоит, конечно, исключать из самодвижения психики личности материальную деятельность. Так как она не только выражает внутренний мир личности, но сама по себе является важным фактором самодвижением в нравственном развитии.

Такой подход к нравственному развитию личности, подчеркивает его самодвижение, которое продвигается по собственным законам, и одновременно открывает возможность его детерминистического объяснения и регулирование в процессе воспитания. Известно, что человек действует ради достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей. В своей жизни он постоянно встречает и преодолеет внешние и внутренние трудности. Задача воспитания нравственности заключается в том, чтобы актуализировать это противоречие и способствовать развитию устремлений и потребностям, выработке нравственных ценностей, осознанию между своими желаниями и уровнем развития морально–волевых качеств. Воспитание личности требует не только опережать ее нравственное развитие и создавать внешнее противоречие, но и переходить в требования воспитуемого к себе, то есть способствовать созданию внутреннего противоречия. Это важно, так как нравственно- воспитанную личность характеризует внутреннее принятие принципов и норм нравственности и собственного поведения, когда они выполняются по внутреннему убеждению. Так внешние требования если определяют нравственный поступок, то проходят через эмоциональную, интеллектуальную сферу личности и становятся требованием внутренним. Требования личности к самой себе, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным движением фактором процесса нравственного воспитания. Именно так личность становится творцом своего собственного нравственного развития.

Страницы: 1 2 3


Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся IX-XI классов.
В процессе обучения ребенок, постигая основы наук, формирует свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения имеют не меньшее влияние на становление характера ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы. Переживания, сопутствующие ...

Социальная дистанция между субъектами образовательного процесса
Э. Богардус отмечает, что социальная дистанция характеризует близость социальных или этнических общностей, групп, отдельных людей. С помощью шкалы социальной дистанции оценивается степень социально-психологического принятия людьми друг друга. Она используется для измерения дистанции, связанной с национальной принадлежностью, возрастом, ...

Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности
Решение задач начального этапа школьного обучения предполагает определенный уровень развития у детей ряда психологических и психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью. Однако более 20 % семилеток и около 40 % шестилеток, начинающих учиться, имея нормальный интеллект, не обладают Достаточной функционал ...