Информация » Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей » Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников. Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников

Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников. Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
Страница 2

Разъяснение применяется в соответствии с возрастом детей и уровнем развития нравственного сознания. Уже при формировании у детей дошкольного возраста элементарных моральных представлений и понятий о нормах и правилах поведения применяется разъяснение. Педагог не только сообщает им правила поведения, но и разъясняет значение каждого правила, подчеркивает необходимость обязательного его выполнения. Постепенно у ребенка формируется представление об общественной значимости его поведения. При разъяснении воспитатель пользуется также указанием: он рассказывает, что нужно делай и как нужно поступать.

Разъяснением необходимо сопровождать введение новых правил, требований, чтобы предупредить их нарушение. Разъяснение применяется при обсуждении отрицательных действий, поступков детей и при одобрении, поощрении, вызывая у детей положительные переживания и чувства. При разъяснении применяется показ способов и образцов действий и отношений, которыми дети должны овладеть. Это особенно необходимо в младшем школьном возрасте. Разъяснение, указание, показ формируют у детей осознание своего поведения, убежденность, т. е. уверенность в том, что поступать нужно именно так, а не иначе.

Внушение используется на всех ступенях возрастного развития детей. Впечатлительность детей младшего школьного возраста делает их податливыми к внушению.

Применение внушения должно основываться на уважении к личности ребенка, на глубокой вере в его силы и возможности. Дети со слабой волей особенно нуждаются в таком внушении. В них вселяют уверенность в том, что они могут быть смелее, добрее, что они в состоянии выполнить требования, предъявляемые к ним воспитателем, учителем, коллективом. Им советуют, что нужно делать и как надо поступать, чтобы заслужить уважение товарищей. Отдельных детей путем внушения предостерегают от зазнайства, хвастовства, эгоизма.

Эффективность применения данного метода зависит от того, насколько учитель опирается на жизненный опыт детей. Внушение применяется по отношению к группе сверстников и к отдельным детям с учетом их индивидуальных особенностей (застенчивость, робость, неуверенность, беспомощность).

Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению, с упражнением в положительных моральных поступках.

Это дает возможность воспитывать устойчивые навыки и привычки нравственного поведения, формировать осознанность. В осмысленность всех действий, отношений.

Специфическими методами формирования морального сознания являются этические беседы, лекции, конференции, диспуты.

Этическая беседа - это беседа на моральные темы. Функция ее — моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.

К этическим беседам предъявляются определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

Страницы: 1 2 3 4


Уровни толерантности
В философии выделяют пять уровней толерантности: цивилизационный, межгосударственный, этнический, социальный и индивидуальный. Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров. Поэтому цивилизационное измерение толерантности, в качестве наиболее общего уровня ее существования, является условие ...

Проведение исследований. Результаты исследований.
Исследования проводились в школе в 7 – 8-ых классах. Для определения содержания профилактической работы с молодежью, прежде всего, необходимо знать какова позиция молодежи по отношению к проблеме наркомании и насколько их понимание проблемы соответствует реальной ситуации. Информация о том, как понимается людьми проблема наркомании, да ...

Когнитивно-бихевиористский подход
Когнитивная модель депрессии является результатом систематических клинических наблюдений и экспериментальных исследований (Beck, 1963, 1964, 1967). Именно сочетание клинического и экспериментального подходов сделало возможным построение этой теоретической модели и формулирование принципов когнитивной терапии. Когнитивная модель содержи ...