Информация » Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей » Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников. Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников

Основные психолого-педагогические механизмы нравственного воспитания школьников. Механизмы формирования нравственных качеств младших школьников
Страница 4

Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка педагога встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной.

Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.

Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.

Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, учителя и стремление оправдать его. В младшем школьном возрасте нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т. д.

В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогического воздействия на поведение детей.

Наказание используется очень редко в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия.

Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров. Недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказаниям обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусость.

Воспитательное воздействие имеет такая форма наказания, как изменение отношения учителя к ребенку, выражающее недовольство его поведением. Кратковременное отчуждение учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.

Страницы: 1 2 3 4 


Учебная деятельность и процесс ее формирования
Процесс решения учебной задачи предполагает, что содержание предмета переходит в способ действия ученика. Это означает, что процесс учения может быть рассмотрен как специальная учебная деятельность школьников. При этом авторы концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, подчеркивают, что не всякий процесс усвоения (учени ...

Влияния педагогической толерантности на эффективность педагогической деятельности
Коммуникативная и социокультурная толерантность оказывают влияние на эффективность обучающей и воспитательной деятельности, чем выше уровень коммуникативной толерантности и социокультурной толерантность, тем выше эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя. Рис. 6.1. Взаимосвязь параметров коммуникативной интолерант ...

Организация и методы исследования проблемы дезадаптации младших школьников
Новизна исследования: Необходимо более глубоко изучить психологические механизмы и причины, приводящих к социальной дезадаптации подростков, вскрывая которые, мы существенно расширяем возможности профилактики и коррекции дезадаптации детей подросткового возраста. Целью нашего исследования явилось: Выявить уровень тревожности, фрустрац ...