Информация » Межличностные отношения детей подросткового возраста » Выявление стиля руководства классного руководителя.

Выявление стиля руководства классного руководителя.

Изучив уровень межличностных отношений в классе, мы решили выяснить, какое влияние на характер межличностных отношений оказывает классный руководитель и его стиль руководства. Для этого было проведено изучение структуры формальных и неформальных отношений классного коллектива, который возглавляет классный руководитель с определенным стилем руководства.

Для определения стиля классного руководства использовался метод экспертного оценивания, отражающий отношение к использованию полномочий власти, санкциям поощрения и наказания, к органам классного самоуправления. За основу взяты следующие показатели:

1. Отношение к органам классного самоуправления:

- развивает, опирается на органы самоуправления (Д)

- игнорирует, не придает им значения (Л)

- подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета коллектива класса (А)

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

- отдает предпочтение наказанию (А),

- не забывает похвалить ученика за успех (Д),

- проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся (Л),

- предпочитает меры наказания мерам поощрения (Д),

- при малейшей оплошности следует разнос, вызов родителей и т.д. (А)

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

- при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку (Д),

- уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее (Л),

- в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет (А).

4. Жесткость в требованиях:

- требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя (Д),

- в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не доводит до конца своих требований (Л),

- в требованиях непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств (А).

Анализ наблюдений за деятельностью классного руководителя и бесед с завучем школы, родителями и учениками показал, (материалы прилагаются), что классный руководитель 6 «б» класса использует в общении с учащимися, демократический стиль руководства. Она старается оценивать факты, а не личность, поддерживает стремление детей участвовать в обсуждении хода предстоящих дел и их организации, широко использует такие методы воздействия, как совет, просьба, оптативные формы оценки. Справедливости ради надо отметить, что в определенных ситуациях классный руководитель может занять более решительную позицию, применив осуждение и запрет. Но это скорее исключение из правил, чем правило.

В результате у ребят развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление, они охотно берут на себя поручения и, в основном, выполняют их добросовестно. Учащиеся проявляют живой интерес к проводимым мероприятиям, позитивную внутреннюю мотивацию деятельности. Дети в классе, за небольшим исключением, отличаются общительностью и доверительностью взаимоотношений.

Стиль руководства и стиль педагогического общения являются важными факторами психологического климата, но не отражают достаточно объективно его состояние. Важно учесть оценку психологического климата всеми членами коллектива, поэтому была проведено следующее исследование.

Благодаря усилиям классного руководителя в классе сложился позитивный стиль общения – общение на основе увлеченности всех членов коллектива совместной деятельностью, на основе диалога. Классный руководитель постоянно привлекает детей к планированию и организации многих полезных и интересных дел, совместно с учащимися принимает в них активное участие.


Некоторые вопросы практики психологии управления
Высокий уровень разработки теории управления при условии умелого применения ее положений обеспечит эффективность практики управления, даст возможность решить проблемы современного оптимального типа руководителя и стиля управления, применения в его сфере психологических методов и тем самым преодолеть пагубные последствия их игнорирования ...

Психоанализ и современная философия. Проблемы онтологии в психоанализе.
Выступая против метафизического понимания бытия человека в мире, психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной стороны, и мистическому рационализму, растворяющему человеческое сущес ...

Экспериментальное исследование особенностей одиночества. Шкала одиночества
Назначение и содержание. Данная методика предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночест ...