Клинические аспекты психоанализа
Страница 5

Усиление контроля может быть вызвано воспитанием, особенностями характера, ответственной обстановкой или целью. Однако, следует подчеркнуть, что управление контролем над бессознательным, по крайней мере частично, зависит от самого бессознательного.

Кроме усиления и уменьшения контроля, следует рассмотреть его распределение во времени и пространстве. Контроль неравномерен. По-видимому, он зависит от биоритмов организма, от суточных колебаний настроения, даже от времени года и климатических условий. Что касается его распределения в пространстве, то речь идет, главным образом, о невербальных реакциях - жестах, мимике, позах, походке, осанке, степени напряжения и расслабления различных мышц тела и т.д. Одним из наиболее важных объектов наблюдения является лицо, что дало в свое время импульс такой науке как физиогномика, одним из основателей которой был Лафатер, а в России о ней писал И.А.Сикорский.

Не углубляясь в детали, можно сказать, что на лице выделяются два поля наблюдения - верхнее (лоб, глаза, нос) и нижнее (рот, нижняя челюсть). Верхнее поле обычно контролируется лучше. По-видимому, это связано с тем, что при общении большую роль играет взаимное осматривание друг друга. Нижняя часть лица становится особенно характерной лишь в определенные моменты - когда человек ест, когда он в гневе ("оскал"), выражает некоторые элементы удовольствия (облизывается, причмокивает губами и т.д.).

Важное значение имеет наблюдение рук пациента, особенно его пальцев (тревога, гнев,), сцепление рук (верхняя защита). Многое означает несоответствие смысла речи и жеста, который иногда идет даже вразрез с тем, что говорит человек. Это свидетельствует либо о душевной дисгармонии, либо о примитивности, недифференцированиости личности. Конечно, учитываются и сосудистые реакции (окраска кожных покровов, гипергидроз и т.д.). Распределение красных и розовых пятен па лице, шее, груди имеет серьезное значение.

Дисгармоничность различных частей тела может быть скрытой, т.е. проявляться лишь в определённых ролевых ситуациях, при определенных условиях (утомление, стресс, внезапно возникающее препятствие при важной для пациента деятельности - например, при половом акте и т.д.). Она проявляется в танцах, ритмике, пантомиме, разыгрывании этюдов и т.д. В этот период выявляются бессознательные мотивы, конфликты, переживания, которые как бы прорываются через привычные, социализированные моторные и речевые реакции.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Теоретические выводы
Трудовая деятельность человека, являясь относительно самостоятельной сферой его функционирования как личности, предполагает не только его самоусовершенствование, но и передачу подрастающему поколению культурного и интеллектуального опыта общества, в котором он развивается. Но как показала практика, даже идеальная интеллектуальная модель ...

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Характеристика детей с аффективным поведением
« Аффективное поведение – это упрямство, драчливость, вспышки гнева, ярость. Это формы поведения, которые возникают у детей неудовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со сверстниками или взрослыми в ходе ряда причин, таких как: - длительное пребывание в детском саду. - наметившийся кризис семьи. - избыток родительског ...

Рекомендации
· Способствовать повышению социального статуса учащихся-«пренебрегаемых», проводить с ними индивидуальную работу по их всестороннему развитию, формированию у них навыков общения со сверстниками. · Вести работу по дальнейшему развитию сплоченности коллектива, способствовать развитию дружеских отношений между учащимися. · Привлекать к а ...