Клинические аспекты психоанализа
Страница 3

Часть такого рассказа больного может осуществляться в гипнозе (гипнокатарсис), при растормаживании и введении эйфоризирующих и снотворных средств (наркопсихотерапия, наркоанализ), в процессе игры и двигательных упражнений (ролевая терапия, кинезиотерапия). Также определенная часть рассказа может осуществляться невербальными приемами (пантомима, рисунок и пр.). В процессе выслушивания решаются следующие психотерапевтические задачи: 1) первичное отреагирование, облегчение у больного, уменьшение тревожности, напряжения; 2) сбор у больного так называемого динамического аналитического материала (факты жизни, оценки, сновидения, фантазии, внутренняя субъективная "концепция болезни", взаимоотошения с людьми, конфликты и т.д.); 3) изучение переноса, контрпереноса и сопротивления; 4) изучение механизмов психологической защиты у больного, его "имиджа", ролей, взятых им на себя; 5) создание врачом своего собственного образа и ориентированный выбор психотерапевтического стиля ("отец", "друг", "собеседник", "маг", "соперник" и т.д.). В конечном итоге, речь идет о пробуждении взаимной симпатии, психотерапевтического контакта. Сам по себе контакт как перенос и сопротивление, тоже является объектом дальнейшего анализа.

Одним из основных принципов психоанализа является понимание всей психологической продукции, которую дает больной, не с бытовой, обыденной, прямолинейной точки зрения, а с точки зрения тех глубинных, бессознательных процессов, которые эти поверхностные факты и явления выражают. Надо научиться находить связи между симптомами (как соматическими, так и психическими), которые мы находим при клиническом обследовании больного и бессознательными конфликтами (чаще всего между потребностями и возможностями их удовлетворения), имея в виду, что эти симптомы проявляются в зашифрованной, символической форме. Эту закономерность 3.Фрейд объяснил наличием цензуры, одностороннего для прохождения информации механизма на границе сознательной и бессознательной сфер психики человека. Проход психотравмирующей информации из сознания в бессознательное был назван "вытеснением" (психогенная амнезия). Обратный процесс в обычном виде невозможен. Лишь в сновидениях, бессознательных жестах, поступках или ошибках, в фантазиях или в фактах переноса и контрпереноса, в проекциях эта информация снова может выйти на поверхность, но уже в закрытом, символическом виде. Следует также иметь в виду, что каждая психоаналитическая, а также и другие (экзистенциальная, трансактная) школы имеют свое толкование этой продукции, свою систему символики.

Символика ортодоксальной школы 3.Фрейда почти полностью исчерпывается сексуальными символами, но в других школах дело обстоит иначе. У К.Г.Юнга солнце и ветер олицетворяют мужское начало, земля и вода - женское; в символику его школы входит понятие об архетипах-элементах передающего по наследству "коллективного бессознательного".

Экзистенциальная символика охватывает основные жизненные понятия - "путь", "смерть", "человек", "неудача", "преграда" и т.п. Например, дорога - символ жизненного пути, кольцевая дорога - безвыходность, повторяемость; заборы, стены - преграды на пути к цели; лестница - карьера, путь наверх и т.д.

В ортодоксальном психоанализе фаллический символ (мужского полового члена) - все длинные узкие предметы - палки, зонтики, деревья, трости, а также башни, небоскребы, мачты и пр; символ женских половых органов - предметы, имеющие внутреннюю полость (пространство) и вход (пещеры, комнаты, шляпы, туннели, шкатулки, а также триумфальные арки, подъезды, ворота и т.д.). Потеря каких-нибудь частей тела, особенно с кровотечением (например, удаление зубов, ампутация ноги или руки), относится к символике, связанной с комплексом кастрации. Много символических конструкций относится к половому акту, особенно в рамках так называемой "инфантильной сексуальности". 3.Фрейд считал характерным для полового акта три показателя - наличие влечения (желание), связанного с ростом напряжения (тумесценция), наличие наслаждения, которое достигая высшей точки, переживается как оргазм, и наличие разрядки, спад напряжения после оргазма (детумесценция), удовлетворение, которое пережива-

Страницы: 1 2 3 4 5


Речевая деятельность младших школьников
В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, пл ...

Этапы, ведущие к суициду. Предсуицид
Период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации (предсуицид) характеризуется особым психическим состоянием, которое обуславливает повышенную готовность и вероятность суицидального действия. В свою очередь, в предсуициде можно выделить две фазы: предиспозиционную и суицидальную. 1. Предиспозицио ...

Анализ диагностики уровня общественной активности.
По анализу первой методики, можно с уверенностью сказать что студенты второго курса ФПП считают себя вполне динамичными и активными людьми. (более 70%) . У некоторых студентов есть определенные черты характера руководителя. (40%) Они энергичны и деятельны. Рисунок 1. Активность студентов факультета педагогики и психологи марийского г ...