Информация » История социальной психологии » Сенсуализм и феноменализм Т. Гоббса

Сенсуализм и феноменализм Т. Гоббса

Гоббс - сторонник учения о двух истинах. Он говорил о необходимости "отделять религию, т.е. правила, согласно которым следует чтить Бога, и правила философии, т.е. учения частных людей. При этом истины религии должно доставлять Священное Писание, а философские учения - естественный разум…". Гоббс утверждал, что догматы религии не нуждаются в рационализации, поэтому философия не должна обслуживать богословие; ее задача состоит в изучении и объяснении человека и мира. Подчеркивал практический смысл философии как условия предотвращения гражданских войн и обеспечения мира и "блага человеческого рода". Предмет исследования философии - "тела"; основные ее разделы - учения о "естественных телах", об умственных способностях и нравах людей; об обязанностях граждан. Гоббс критикует онтологическое nдоказательство Бога, вытекающее из принципа ясности, представленное в учении Декарта. Считает, что понятие Бога, наоборот, - самое темное. Он является сторонником деизма. Согласно его мнению, Бог, являясь первопричиной мира, воплощается в вечном движении и телесности. Вслед за Галилеем, Гоббс создает механистическую картину мира. Он утверждает, что универсум - совокупность тел; что в мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Движение рассматривается как механическое перемещение тела в пространстве. Свойства всех тел разделяются на 3 класса:

1) объективные, механические, присущие всем телам (протяженность и фигура);

2) присущие большинству тел (движение и покой);

3) переменные, или чувственно воспринимаемые. Объективными являются только механические свойства. Звук, цвет, запах и т.п. не имеют объективной значимости, а являются продуктами сознания человека. Это механистический материализм. Гоббс являлся представителем номиналистического конвенционализма оккамистского типа, поэтому его интересовали не законы мышления, а "имена", "названия", выступающие в качестве "знаков", "меток", посредством которых восстанавливаются сохраняющиеся в уме знания. Причем он доказывает условность связи имен с вещами, произвольность и субъективность их выбора, зависимость от воли человека.

Наряду с положительными именами - "человек", "природа", есть отрицательные имена - "не человек", "не природа". Одна и та же вещь, согласно принципу непротиворечивости, не может быть наделена одновременно и тем и другим именем.

Определение не отражает сущности вещи, связано не с чувствами, а со словами. Реальны только единичные вещи, общее же - продукт мысли человека.

Номинализм Гоббса базировался не на принципах скептицизма, а на эмпиризме, сенсуализме, феноменализме.

В методологии Гоббса индукция и дедукция, чувственное и рациональное познание не обособлены и не противостоят друг другу, а являются взаимосвязанными этапами единого познавательного процесса.


Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие ха­рактеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существова­ния. Д.А.Леонтьев различает следующие фор­мы существования ценностей: 1. Общественные идеалы. 2. Предметно воплощенные ценности. 3. Личностные ценности. В перво ...

Формы толерантности
Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах: – безразличие. – уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать. – снисхождение к слабости Других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним. – расширение собственного ...

Историческое преобразование определений предмета психология
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин: 1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга. 2. В психологии как бы сливаются объект и субъект познания. 3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практиче ...