Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.
В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.
Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.
В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.
Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.
Формы опроса С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.
Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.
Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(Приложение А). В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).
Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование. В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.
Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов(Приложение Б). В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.
Результаты анализа контрольной группы приведем в виде таблицы (данные представлены в стенах):
Таблица 1 - Общие значения по методике Р. Кеттелла (16PF-опросник)
Факторы |
Результаты контрольной группы (в стенах) | ||||||||||||||||||||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 | ||||||||||||
MD |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 | |||||||||||
A |
3 |
1 |
10 |
5 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
3 | |||||||||||
B |
8 |
7 |
7 |
5 |
7 |
10 |
8 |
8 |
8 |
7 | |||||||||||
C |
6 |
2 |
7 |
2 |
5 |
6 |
4 |
6 |
6 |
3 | |||||||||||
E |
7 |
3 |
7 |
5 |
9 |
5 |
7 |
4 |
4 |
6 | |||||||||||
F |
5 |
4 |
10 |
7 |
8 |
6 |
3 |
3 |
4 |
3 | |||||||||||
G |
7 |
1 |
7 |
6 |
10 |
1 |
3 |
5 |
5 |
1 | |||||||||||
H |
9 |
5 |
10 |
6 |
10 |
4 |
5 |
2 |
3 |
3 | |||||||||||
I |
8 |
6 |
7 |
5 |
9 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 | |||||||||||
L |
4 |
9 |
7 |
8 |
7 |
10 |
9 |
4 |
8 |
9 | |||||||||||
M |
9 |
8 |
4 |
7 |
5 |
6 |
8 |
10 |
9 |
10 | |||||||||||
N |
7 |
8 |
4 |
5 |
4 |
6 |
8 |
2 |
6 |
8 | |||||||||||
O |
4 |
10 |
8 |
6 |
6 |
7 |
9 |
9 |
10 |
10 | |||||||||||
Q1 |
3 |
7 |
8 |
8 |
10 |
5 |
9 |
5 |
2 |
8 | |||||||||||
Q2 |
6 |
8 |
1 |
7 |
5 |
8 |
10 |
6 |
4 |
5 | |||||||||||
Q3 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
3 |
4 |
3 |
6 |
6 | |||||||||||
Q4 |
6 |
5 |
6 |
6 |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
5 | |||||||||||
F1 |
3 |
5,4 |
3,2 |
5,2 |
3,6 |
4,8 |
5 |
4,8 |
4,8 |
5,2 | |||||||||||
F2 |
6,9 |
2,5 |
11,8 |
5,4 |
9,6 |
3,4 |
3,3 |
1,3 |
2,6 |
3 | |||||||||||
F3 |
4,9 |
5,5 |
4,3 |
5,1 |
4,9 |
7,1 |
5,7 |
2,9 |
4,1 |
4,9 | |||||||||||
F4 |
7 |
8,9 |
3,2 |
8,2 |
8,9 |
7,5 |
11,1 |
7,5 |
5,2 |
9,1 | |||||||||||
Девиантное поведение несовершеннолетних
Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарны ...
Психофизиологические и физиологические основы и последствия токсикомании.
Действие летучих наркотических веществ. Опьянение наступает после нескольких вдыханий. Дозу определить практически невозможно в зависимости от препарата глубина вдоха, задержка дыхания, концентрация паров различны. Ограничительными реакциями служат головная боль, сжатие головы, тяжесть дыхания, тошнота.
Симптомы токсикомании
Эффект ра ...
Теории агрессии в психологии
В современной психологии не существует общепринятой теории агрессии. Рассмотрим наиболее фундаментальные и детально проработанные концепции. Старейшая из них – инстинктивистская теория агрессии (3. Фрейд, К. Лоренц), рассматривающая агрессивное поведение как врожденное. (2)
Взгляды Фрейда на агрессию претерпевали значительные изменения ...