Методика Кеттелла
Страница 1

Тест впервые был опубликован в 1949 году Институтом по проверке способностей личности (JPAT). После первой публикации тест прошел сложный путь. В 1956-1957 гг. вышло второе издание, дополненное новыми разработками. В 1961-1962 гг. -третье, которое можно было использовать как самостоятельное руководство к тесту.

В 1970 году было опубликовано пособие, с которым, по выражению Кеттелла, можно работать в полной мере. Автор утверждает, что за два десятилетия - с 1949 по 1970 год - произошел значительный рост надежности и значимости теста.

Теоретической и методологической основой разработанного теста является рассмотренный выше факторный анализ личности.

В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-ю фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами. Каждый фактор имеет условное название и предполагает устойчивую вероятностную связь между отдельными чертами личности.

Структура факторов опросника у каждого отдельного человека отражает вероятностную модель индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель той выборки, к которой принадлежит данный человек, демонстрирует индивидуальное своеобразие конкретной личности и позволяет с большей долей вероятности прогнозировать ее реальное поведение в определенных жизненных ситуациях.

Формы опроса С и D используются чаще в тех случаях, когда время тестирования ограничено и существует необходимость работы с группой.

Исследование в группе позволяет, во-первых, применять данную форму теста как экспресс-методику; во-вторых, при применении групповых тестовых методик субъективный фактор исследования сводится к минимуму, что позволяет повысить надежность исследования.

Сама методика состоит из опросника, бланка для ответов и ключа(Приложение А). В случае ручной обработки ответных листов на них поочередно накладываются «ключи» и записывается сумма баллов по каждой из 17 характеристик личности (16 личностных факторов + фактор самооценки). Далее «сырые» оценки переводятся в десятибалльную шкалу - так называемые стены. Полученные данные анализируются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10 (учитывая биполярность каждого фактора).

Для данного описания форма С выбрана потому, что она по сравнению с другими формами, в частности с формой А, обладает рядом преимуществ. Во-первых, она проводится за более короткое время (30-40 мин), что делает ее удобной для группового эксперимента. Во-вторых, сами вопросы в этой форме составлены более обобщенно. Кроме того, в форме С вопросы сформулированы таким образом, чтобы придать методике вид промежуточной между самооценочной и проективной, обеспечивая тем самым и более адекватные ответы испытуемых. В-третьих, преимущество этой формы заключается в том, что она включает в себя дополнительный фактор MD, который дает информацию о самооценке личности. В-четвертых, адаптация методики, проверка ее валидности и надежности, о чем будет сказано ниже, показали возможность использования этой формы с людьми, имеющими высшее образование. В-пятых, исследователь может работать с так называемыми сырыми оценками.

Форма С опросника Кеттелла состоит из 105 вопросов(Приложение Б). В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 17-ти полярных факторов личности, в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Результаты анализа контрольной группы приведем в виде таблицы (данные представлены в стенах):

Таблица 1 - Общие значения по методике Р. Кеттелла (16PF-опросник)

Факторы

Результаты контрольной группы (в стенах)

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

MD

4

1

5

2

3

1

3

3

3

4

A

3

1

10

5

4

1

3

1

1

3

B

8

7

7

5

7

10

8

8

8

7

C

6

2

7

2

5

6

4

6

6

3

E

7

3

7

5

9

5

7

4

4

6

F

5

4

10

7

8

6

3

3

4

3

G

7

1

7

6

10

1

3

5

5

1

H

9

5

10

6

10

4

5

2

3

3

I

8

6

7

5

9

6

6

9

9

6

L

4

9

7

8

7

10

9

4

8

9

M

9

8

4

7

5

6

8

10

9

10

N

7

8

4

5

4

6

8

2

6

8

O

4

10

8

6

6

7

9

9

10

10

Q1

3

7

8

8

10

5

9

5

2

8

Q2

6

8

1

7

5

8

10

6

4

5

Q3

5

4

5

5

5

3

4

3

6

6

Q4

6

5

6

6

6

4

5

6

6

5

F1

3

5,4

3,2

5,2

3,6

4,8

5

4,8

4,8

5,2

F2

6,9

2,5

11,8

5,4

9,6

3,4

3,3

1,3

2,6

3

 

F3

4,9

5,5

4,3

5,1

4,9

7,1

5,7

2,9

4,1

4,9

 

F4

7

8,9

3,2

8,2

8,9

7,5

11,1

7,5

5,2

9,1

 
Страницы: 1 2 3


Технологии защиты имиджа
При создании имиджа необходимо заблаговременно учитывать все возможные атаки на него со стороны конкурентов. В конечном счете, все пресловутые «грязные технологии» преследуют одну цель: испортить имидж политика для того, чтобы люди отвернулись от него, и он потерял власть или влияние. Современная политическая борьба - это во многом войн ...

Характер. Понятие характера
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание сущес ...

Негативное-позитивное
Альтернативное деление психопатологических симптомов на негативные и позитивные, принятое в психиатрии, позволяет в дальнейшем оценивать наблюдаемое состояние как активный болезненный процесс, хронификацию заболевания или как устойчивые и не склонные в дальнейшем изменяться дефект и изменение личности. К позитивным (продуктивным, плюс) ...